15.10.2019 | 09:23

Ворота бывшей крепости "Петерштадт" в Ораниенбауме открыли после реставрации

В Ораниенбауме под Петербургом продолжаются реставрационные работы. Восстанавливают архитектурные шедевры Антонио Ринальди. Одно из творений итальянца - Почетные ворота «потешной» крепости Петра III - обновлено уже полностью.

Их распахнули первый раз после реставрации. Раньше, впрочем, и открывать было нечего. Чугунные створки Почетных ворот от бывшей крепости «Петерштадт» в Ораниенбауме пропали давно. Нашли их возле служебной пристройки. Отмыли, стерли позолоту и выкрасили в лаконичный черный.

«В советское время ошибочно было предположено, что розетки на воротах и люнет, тоже чугунный, они были вызолочены. По описи 1760-1790-х и описи XIX века мы знаем, что единственные золоченые элементы на воротах - это шпиль и шар с флюгером. Поэтому сегодня они выкрашены в черную краску», - пояснил хранитель дворца Петра III дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» Глеб Седов.

Из кирпичного - в розовый. Фасад тоже сменил цвет. Именно такими видел ворота потешной крепости Петра третьего архитектор Антонио Ринальди. Это, кстати, его первая работа в России. Бережно, пластину за пластиной, разбирают деревянный пол Китайского дворца. Каждую очистят и соединят воедино в богатый по цветовой палитре рисунок паркета. Хрупкое дерево - даже на время реставрации не поменяет прописку. Привыкло к микроклимату. Работы на столе и на полу.

«Я еще, честно говоря, до конца не знаю, тут есть то, что было. Я сейчас воссоздам то, что было. Потом пройдусь посмотрю на тех рисунках, и уже все остальное буду доделывать. То есть по крупицам собирать рисунок везде», - рассказал реставратор Роман Хаустов.

Уже отреставрированный интерьер дворца сверкает и переливается, и только вблизи понятно: это не краска и вовсе не ткань. Стены от потолка до пола - в стеклярусе. Пожалуй, самая кропотливая работа - вернуть им былой блеск после реставраторов-предшественников.

«Этот стеклярус сверху покрасили и нитки, которые там были узорчатые покрасили. Они были яркие, такие аляповатые. Я все время смотрела и думала, что за "шедевр из шедевров"», - говорит генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Не только рука человека, сама природа не щадила роскошные панно, лепнину, паркет. Сырой грунт - особенность парка. Погода в доме Екатерину, видимо, не заботила. Она всего лишь строила для себя большую игрушку. А получилась редкая жемчужина архитектуры.

Ольга Скрипкина

Новости культуры