10.10.2019 | 15:42

Завершена реставрация главного дома-усадьбы Каратаевой-Морозова

Завершена реставрация особняка XIX века, главного дома-усадьбы Каратаевой-Морозова в Леонтьевском переулке в Москве. Здание несколько раз меняло владельцев и перестраивалось. Как оно выглядит теперь - узнала Александра Афанасьева.

«Объединены инициалы двух владельцев – это и Морозов, и Каратаева. И в нескольких местах в доме мы можем наблюдать это интересное сплетение в одной монограмме», - показывает Алексей Очнев, архитектор ГлавУпДК при МИД России.

Этот вензель реставраторы обнаружили, когда расчистили камин от поздних наслоений краски. Над интерьером работал архитектор Шехтель. Мастер эклектики, он привнес сюда черты романтизма, неоготики и даже барокко. Но долгие годы все это было скрыто под дешевой фанерой.

«Мы здесь видим, что все стены были отделаны деревянными панелями, потолок также был зашит. Реставраторы даже не догадывались, кроме как их библиографических источников, архивных, о том, как могла выглядеть эта комната», - рассказывает Алексей Очнев.

На стенах – текстильные обои. Материал Шехтель выбрал необычный – холст с нанесенным орнаментом. Его пришлось воссоздавать заново по сохранившимся фрагментам. Дубовые панели дополняет гипсовый декор – под темное дерево.

«Так называемая альфрейная живопись. Вот на рубеже веков это была модная и интересная тогда тенденция», - поясняет Очнев.

Этот особняк в Леонтьевском переулке был построен в 1883 году. Первый архитектор - Александр Каминский - построил его для купчихи Каратаевой. Потом его выкупил Иван Морозов, крупный владелец мануфактур. И уже перестроил здание по проекту Федора Шехтеля. Позже – над оформлением работал и Адольф Эрихсон.

«Каждый архитектор не разрушал что-то в творчестве предыдущего, а создавал что-то свое. И при этом все три архитектора гармонично дополняют друг друга в этом великолепном московском памятнике», - отмечает Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы.

Восстановили также историческую анфиладную планировку, которая была спроектирована еще Каминским в XIX веке. Прежние арендаторы дверные проемы просто заложили и закрыли их фанерой. Теперь снова – из парадного зала можно сразу попасть в кабинет. Здесь, кстати, реставраторы сделали больше всего открытий.

Это единственный зал, где сохранился художественный паркет XIX века. А на потолке под краской нашли роспись. У каждого живописного фрагмента – свой смысл. На языке цветов: так белая роза символизирует чистоту и преданность, красная – пламенную любовь, а хризантема – долголетие.

«Двери были закрашены белой красочкой. В процессе реставрации открыли вот подлинное – груша с золочением», - добавляет Евгений Кокорев, главный архитектор проекта, почетный реставратор России.

Спустя четыре года реставрация завершена. Скоро интерьеры дополнят люстрами. Изучали архивы, исторические чертежи – чтобы все, до деталей, привести к первозданному виду.

«В каждом элементе потолка есть женская головка в шлеме с одиннадцатью лучами. Так вот, аналогов мы не нашли, можно сказать, что это уникальный декор, не повторяющийся где-либо еще», - говорит Елена Константинова, главный архитектор проекта.

Это первая комплексная реставрация более чем за столетие. Теперь здание адаптировали под современные условия – обновили все коммуникации. В скором времени особняк передадут для размещения иностранного посольства.

Александра Афанасьева

Новости культуры