04.10.2019 | 09:19

В Русском музее - выставка "Илья Репин. К 175-летию со дня рождения"

Русский музей открыл ретроспективу Ильи Репина к 175-летию со дня рождения художника. Выставка прибыла из Третьяковской галереи, где прошла с огромным успехом. Петербургский вариант экспозиции немного отличается - известные полотна представлены с эскизами и этюдами. Генеральный спонсор выставки - Банк ВТБ.

Картину Репина «Не ждали» очень сильно ждали в Русском музее. Впервые за 25 лет - такое собрание. 250 полотен - из Русского, Третьяковки, частных собраний. Художник такого таланта и глубины, что даже названия его картин разошлись на цитаты: и родные пенаты, и работать как бурлаки на Волге.

«На самом деле - разные вещи. От символизма до импрессионизма. В его творчестве есть новые направления. Хотя уже новейшее искусство он не воспринимал, как и многие в то время. Но он очень менялся на протяжении жизни, творчества», - рассказал директор Русского музея Владимир Гусев. 

То, что известно всем из школьного учебника - «Бурлаки на Волге». Хотя сначала Репин увидел бурлаков на Неве. И те так поразили художника, что отправился на Волгу. На этюдах - бурлаки в шторм, на отдыхе, вечером, за обедом. Кто-то с этюдов перекочевал на то самое полотно - связанные одной лямкой, но очень разные люди.

«Каждый персонаж означал некий характер, специальный характер для Репина. Собственно говоря, эта картина есть не столько выражение социальной темы бурлачества - сколько такой групповой портрет», - пояснила заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.

Репин писал этюды по несколько лет. И та же картина «Не ждали» сначала выглядела вот так: из ссылки возвращалась женщина.

«Мы видим Репина как очень серьезного, глубокого художника. А за внешней как бы такой актуальностью работ, использовании современных актуальных сюжетов лежат глубочайшие философские размышления о вечных темах, и лежит иконография всего мирового классического искусства», - отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. 

Репин-портретист был так популярен, предложений от него ждали все великие России: политики, писатели, музыканты, художники. Васнецова Репин приглашал к себе в Париж и писал его в шубе. Такое лицо - как будто бы из русской былины. И вот он - собственной персоной в роли Садко. Чтобы написать эту картину, Репин часами просиживал у огромных аквариумов, изучал жизнь морских обитателей. Критики обвинили его в уходе от социальной тематики. Но звание академика Репин получил именно за это полотно. Репина знают все. Но узнавать его можно бесконечно.

«Это был человек очень глубокий, и постигнуть мир его картины очень помогут, и время помогут понять, в которое он жил. Безусловно, философия большая», - подчеркнул старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Левченко. 

Несчастливая судьба «Ивана Грозного и сына его Ивана», картина на реставрации после очередного покушения, но есть удивительные эскизы. Или не столь известная «Негритянка». Целый мир - и древний, и сказочный, и современный.

Екатерина Фисенко

Новости культуры