27.09.2019 | 15:50

"Минарет" ливанского хореографа Омара Ражеха - на фестивале DanceInversion

В Москве проходит Международный фестиваль современного танца DanceInversion. Ливанский хореограф и танцовщик Омар Ражех впервые привез в столицу свою постановку под названием «Минарет». Исторический спектакль-протест можно увидеть на сцене Театра Наций. 

Современный танец отзывается сегодня на самые горячие темы современности. Не признает стандартов и границ. Свободен в своей форме и содержании. Интерес к нему возрастает, особенно, когда он показывает те, процессы, которые лишают равновесия мир. «Минарет» Омара Ражеха - как раз об этом.

«У нас на фестивале нарисовалась тема - тело как улика тех преступлений, которые мы сегодня совершаем, разрушая нашу душу, культурные ценности вокруг. Спектакль "Минарет" - один из примеров. Как спасти душу? Отправиться в храм, собор, минарет. Что мы теряем, уничтожив тысячелетнюю мечеть в городе Алеппо», - рассказала художественный руководитель фестиваля DanceInversion Ирина Черномурова.

Они долго и тщательно разогреваются. Это путешествие требует от танцовщиков Омара Ражеха, не только физической выносливости, но и эмоционального проживания. В спектакле они говорят не только об уничтожении тысячелетней мечети в Алеппо. 

«Это происходит не только в Сирии и в Ливане. Фотографии насилия и разрушения мы видим каждый день в социальных сетях, средствах массовой информации. Мы не вкладываем какое-то конкретное послание. Это высказывание на волнующую нас тему, за которой стоят социальные, политические, культурные, человеческие проблемы», - рассказал хореограф и танцовщик Омар Ражех.

На территории «Минарета» встретились современный танец, видеоарт, живая музыка, которую исполняют на древних барабанах - зурхане и зарбе. Композиторы, написавшие музыку к спектаклю, Пабло Паласио и Махмуд Туркмани - еще и музыканты. Пабло сводит запись и живое звучание. Махмуд играет на уде - сирийской лютне. Тридцать лет назад он закончил Московскую консерваторию. Виртуозный гитарист гастролирует по всему миру и учит испанских гитаристов фламенко.

«Мы не хотели писать клише, фольклор, так называемой национальной музыке, но элементы арабской музыки было слышно, и очень современный метод аккомпанирования», - рассказал композитор Махмуд Туркмани. 

Танец на грани отчаяния, страха, протеста. Танец, который не эстетизирует, а обостряет. Если надо, ломает тело танцовщиков в зависимости от эмоций и темы, которые волнуют хореографа. Омара Ражеха волнует многое. У него - 19 постановок. И каждая - о противостоянии человека и среды, которая часто бывает враждебной.

Елена Ворошилова 

Новости культуры