19.09.2019 | 09:26

Фестиваль "Послание к человеку" выходит на финальный этап

29-й кинофестиваль «Послание к человеку» выходит на финальный этап. Этим вечером начались показы конкурсной анимации, а днем прошли последние премьеры в двух конкурсных программах документального кино - международной и национальной. Из Петербурга - Станислав Анисимов.

В этом году в национальный конкурс «Послания к человеку» вошли 12 документальных картин отечественных режиссеров. Шесть из них - мировые премьеры. География представленных работ охватывает всю страну.

«В этом году программа собрана практически вся дебютная. Мы сделали ставку на молодых: первый-второй фильм киношколы либо что-то студенческое», - рассказала куратор национального конкурса фестиваля Евгения Марченко.

Зака Абдрахманова - выпускница школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. На фестивале она представляет свой фильм «Юбилейный год». В картину вошли документальные съемки последнего года жизни актрисы театра имени Маяковского Галины Анисимовой.

«Отношения с моей героиней выстраивались неровно, потому что она достаточно сложный человек, но при этом очень нежный и ранимый. И если в одну минуту она меня выгоняла и не разрешала себя снимать, то в другую минуту она меня уже защищала от каких-то нападок. И благодаря ей в большей степени у меня получилось так долго продержаться в театре и доснять этот фильм», - поделилась режиссер Зака Абдрахманова.

В программу «Кино сверхреальности» вошли игровые фильмы, уже представленные на мировых кинофестивалях. «Свистуны» - работа румынского режиссера Корнелиу Порумбою. Критики определили жанр этой ленты как «детективная комедия». Это история полицейского, который ради задания должен выучить труднопроизносимый язык с шипящими и свистящими звуками.

«"Кино сверхреальности" - это нам кажется, некая тенденция уже XXI века. Потому что кино проходило разные этапы. Оно отрывалось от реальности, потом возвращалось к ней. Сейчас мы понимаем, что оно все-таки связано с реальностью довольно тесно. Многие фильмы, которые здесь представлены, по сути, имеют документальную основу. Но образы, которые вырастают, они поднимаются над этой реальностью очень высоко и иногда отрываются от нее почти совсем, превращаются в некий гротеск, в некие символы», - отметил программный директор фестиваля, куратор программы «Кино сверхреальности» Андрей Плахов.

Кадзуо Хара называют классиком японской радикальной документалистики. Он приехал на фестиваль представить ретроспективу своих картин. Их отличает обилие жестоких сцен и, как пишут киноведы, бескомпромиссная режиссура. В фокусе его внимания - проблемы инвалидов, военные преступления, семейные отношения, скрытые от посторонних глаз. Ленты Кадзуо Хара называют манифестом безжалостного реализма.

«Когда я берусь за тему, я хочу, чтобы зрители в полной мере осознали интересующую меня проблему. Да, в моих лентах много жестокости и неприятных фактов, но мне не тяжело работать с таким материалом, я знаю, что только так могу привлечь к вниманию к фактам и событиям, о которых редко говорят в обществе», - объяснил Кадзуо Хара.

В Музее сновидений Зигмунда Фрейда представлен пятичасовой фильм «Литва и распад СССР». Это работа авангардного режиссера Йонаса Мекаса - основоположника жанра кинодневника. Выставка - часть специальной программы фестиваля.

«Программа "Распад социализма. К 30-летию падения Берлинской стены", как можно догадаться из названия, приурочена к юбилею этой даты и завершает ретроспективную трилогию, посвященную развитию идей социализма в XX веке. В 17-м году был юбилей русской революции. В прошлом году - юбилей 68-го года. В этом году мы пытаемся рефлексивно обратиться к моменту политического транзита и краху социалистических систем», - говорит куратор программы «Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены» Алексей Артамонов.

Итоги фестиваля подведут в пятницу. Но еще два дня в Петербурге можно будет увидеть лучшие документальные игровые и экспериментальные ленты, вошедшие в программу 29-го фестиваля «Послание к человеку».

Станислав Анисимов

Новости культуры