15.09.2019 | 20:38

Уральская индустриальная биеннале современного искусства начала работу в Екатеринбурге

V Уральская индустриальная биеннале современного искусства начала работу в Екатеринбурге и продлится три месяца. Одна из особенностей Уральской биеннале в том, что из года в год меняются места её проведения. В этом году в список площадок биеннале включено действующее производство – Уральский оптико-механический завод, на котором трудятся три тысячи рабочих и служащих. Тема этого года – бессмертие. Директор завода убежден в том, что эта тема превосходно соотносится с их продукцией и с их идеологией, да и вообще идея единения промышленности и искусства – вещь сильная.

Действующий завод в Екатеринбурге впервые стал выставочной площадкой. Свои двери он открыл для Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Теперь всё его пространство занимают работы современных художников из 25 стран мира. Их объединила общая тема – бессмертие.

«Технологии могут победить всё, как нам кажется, но очень важно, если мы преодолеем смерть, то сможем ли мы преодолеть бессмертие», - спросила комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова.

Звук сотен механизмов сливается здесь в единую мелодию. Услышать и даже увидеть течение времени позволяет инсталляция испанской художницы Кристины Лукаш «По часовой стрелке». На стенах, на одной линии 360 часовых механизмов, между которыми интервалы по 4 минуты. А если сложить вместе, получатся сутки.

«Тут очень свободное для интерпретации пространство. Оно белое, абстрактное, такое чистое и, мне кажется, что оно может заставить нас задуматься о том, что такое время вообще», - подчеркнула медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства Анастасия Постникова.

О времени, его конечности и бесконечности рассуждает и художница из Южной Кореи - Кымчен Чо. Протезы рук и бионические ноги уже давно стали частями человека, но смогут ли они подарить ему бессмертие? И самое главное, что тогда останется от человека?

Фотография - это еще одна форма бессмертия, считает итальянец Франко Ваккари. Фотобудку он рассматривает как шанс оставить память о себе, и эта идея не устаревает уже несколько десятилетий. Художник выставлял её в 1972 году на Венецианской биеннале и в 2010 году на Биеннале в Кванчжу.

Работа китайского художника Бо Вана - вера в то, что именно биология и наука подарят человеку вечную жизнь. Когда-то в это верили и британские учёные, которые изучали растения в Китае.

«Для меня разговор про бессмертие - это разговор про науку, про исследования, про биологию. Моя инсталляция - о британских учёных, которые в XIX веке изучали растения в Китае. Они верили, что все заболевания появляются из-за миазмов - продуктов гниения. И если уничтожить их, можно жить вечно», - отметил художник Бо Ван.

Рассуждения о вечной жизни современных художников можно увидеть на Уральском оптико-механическом заводе, действующем предприятии в Екатеринбурге. Некогда закрытый и секретный завод, где производят оптику для военной техники, впервые становится выставочной площадкой.

Под работы художников на заводе выделили целый цех - 10 тысяч квадратных метров. Его открыли в 1941 году для полировки луп и линз микроскопов, а в апреле этого года закрыли на реконструкцию.

Крупнейшему в России фестивалю современного искусства уже давно тесно на одной площадке. Биеннале традиционно охватывает несколько городов, а специальные проекты размещаются в разных частях Екатеринбурга. Но в этом году впервые даже постоянная экспозиция поделена на две части, второй площадкой стал старейший кинотеатр города – «Колизей». Его пространство - попытка осмыслить другие варианты будущего, в которых нет смерти.

Возникают не только новые образы - новые виды искусств. Тёмная комната, несколько десятков предметов и истории, связанные с ними, которые звучат из наушников - так выглядит театр инструкций.

«Мы создали такой, можно сказать, театральный перфоманс, в котором нет актёров, но там звучат некоторым образом обработанные истории. Мы вместе рассуждаем на тему смерти. Что она значит в жизни каждого человека», - поинтересовалась драматург Полина Бородина.

Задуматься о вечности приглашают каждого - Биеннале будет работать до первого декабря. И, кажется, своё бессмертие проект уже обеспечил. Его посещают тысячи человек не только из России, но и со всего мира.

Полина Яковлева

Новости культуры