13.09.2019 | 20:46

"Юрий Олеша: исповедь советского интеллигента". Стартовала новая выставка

«Юрий Олеша: исповедь советского интеллигента». Выставку о непростой судьбе писателя подготовил Государственный литературный музей. Экспозицию в Доме Остроухова в Трубниках осмотрела Ксения Егорова.

Куратор выставки и литературовед Наталья Громова показывает уникальные архивные документы - альбомы писателя Юрия Олеши. После того, как он создал одно из лучших своих произведений - роман «Зависть», драму о «лишнем человеке», за ее постановку взялись в Театре Вахтангова в 1929.

«Зависть» была тогда настолько модным произведением. Как из «Белой Гвардии» были сделаны «Дни Турбиных», так из «Зависти» были сделана пьеса «Заговор чувств», - объяснила куратор выставки Наталья Громова.

Вспоминают здесь и персонажей Олеши, знакомых каждому ребенку нашей страны. Куклу Суок из «Трех Толстяков» - почти точную копию той, что из фильма - специально для выставки привезли из Политехнического музея.

А вот и настоящая Суок - возлюбленная писателя одесситка Серафима Суок, ее платья и фотопортреты - именно она стала музой на всю жизнь для Юрия Олеши.

«Нам важно показать его в контексте эпохи, тех людей, с которыми он общался и тех текстов, которые они писал, потому что выставка получилась по сути такой книгой, которую можно читать», - подчеркнула заведующая отделом Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля Марина Краснова.

Кроме того, что Юрий Олеша писал и исправлял - есть и то, что он зачеркивал, как он говорил «чтобы слова были как в клетке». Он и сам чувствовал себя также. 

«Олеша всегда был отдельным, не подходил не под какие мерки. Олеша - трагическая фигура. Человек, который, оставаясь равным себе, вот так вот и сошел на нет, последние двадцать лет его жизни прошли в совершенном одиночестве, в тени. И несмотря на этот внутренний драматизм и трагизм - выставка очень веселая», - отметил директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак.

Олеша - автор афоризма «ни дня без строчки», но после 1934 года он замолчит до конца жизни. О причинах этой паузы литературоведы спорят до сих пор, был ли тому виной социум, или он сам прошел точку невозврата? Олеша продолжает оставаться писателем до конца не понятым и совершено особым.

Ксения Егорова 

 Новости культуры