13.09.2019 | 20:30

В Пушкинском музее тестируют новое приложение "Артефакт"

В некоторых российских музеях тестируют новое приложение «Артефакт» - гид с использованием технологии дополненной реальности. Насколько востребован такой мультимедиа экскурсовод, и как он работает, на примере Пушкинского музея показала Ирина Разумовская.

«Запускаем приложение, оно сразу по геопозицинированию понимает, где мы находимся, и теперь мы можем через свою камеру видеть те экспонаты, которые распознаются», - отметил заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по цифровому развитию Владимир Определёнов.

Мультимедиа-гид дополненной реальности первыми запустили в Пушкинском музее. Затем присоединились другие музеи России и было создано отдельное приложение «Артефакт». Направление «онлайн просвещение» пока только развивается и уже многие произведения искусства, в Египетском зале или во Фламандском, рассказывают о себе сами.

«Святая изображена на тесненном золотом фоне со своими атрибутами: башней и книгой», - дополнил Определёнов.

«Это даёт человеку возможность и для воображения, и для познания, что очень важно. Кроме всего прочего, он не зависит ни от кого! То есть ему не нужно ждать экскурсовода, он может сам получить тот набор необходимого, которое расширит его понимание искусства, что, конечно, не заменит живого человеческого общения и тех возможностей, которые даёт экскурсовод», - рассказала директор ГМИИ им Пушкина Марина Лошак. 

Чтобы запустить такое приложение, работают десятки специалистов по цифровым технологиям, программисты и научные сотрудники музея. Разработчики придумали, так называемые, «точки интереса», благодаря которым посетитель музея локально и дозировано получает информацию о каждой важной детали.

«В чем идея? В том, что человеку больше не надо сканировать QR-код или вбивать информацию, а достаточно просто через камеру, чтобы ваш смартфон сказал, что это перед вами», - добавил Определёнов.

То есть изображение на телефоне просто должно совпасть с заранее загруженным на телефон. И это одно из главных отличий «Артефакта» от подобных мультимедиа-гидов. Причём музейные работники сами заливают все необходимые данные про все экспонаты - от фотографий до текстов.

«Здесь можно заполнить всю возможную информацию анкетную об экспонате. Сделать, сколь угодно сложную, по вёрстке отдельную статью и проставить «точки интереса» - те самые, которые нас больше всего интересуют. Для этого мы входим в изображение, и вот здесь всё предельно просто. Всё предельно автоматизировано и помощь разработчиков нужна только, когда нужно добавить в приложение новые опции, функции», - рассказала куратор проекта «Артефакт» рассказала Маргарита Головчанская.

Технология уникальна тем, что теперь на экран телефона или планшета можно получить данные, которые обычно скрыты от посетителей! Ни в одном музее мира пока ещё нельзя вот так просто, по одном клику, абсолютно бесплатно, увидеть в дополненной реальности произведение до реставрации или рентгеновский снимок, где просвечивает первый вариант картины. Если навести камеру вот на эту египетскую льняную погребальную пелену II века нашей эры , откроется результат цифровой реставрации.

Пока в Пушкинском большинство посетителей всё же предпочитают обычные ауидиогиды или читают экспликации на стене. Мы решили провести эксперимент и рассказали некоторым -о существовании нового приложения и мультимедиа-гида. 

Отдельная опция приложения «Артефакт» позволяет повесить понравившуюся картину в дополненной реальности своего дома. Выбираем полотно и размещаем так на стене. Использовать мультимедиа-гид можно и для сканирования изображений на магнитах, открытках или в каталогах. То есть, любой сувенир или иллюстрация могут стать окном в музей.

Ирина Разумовская 

 Новости культуры