10.09.2019 | 09:00

Авторская программа Анатолия Смелянского. «Изобретение пространства»

16, 17 и 18 сентября в 21:35 в эфире телеканала «Россия К» авторская программа Анатолия Смелянского «Изобретение пространства».

Авторская программа историка театра, доктора искусствоведения Анатолия Смелянского «Изобретение пространства» посвящена трём выдающимся театральным художникам России – Давиду Боровскому, Эдуарду Кочергину и Сергею Бархину. Название программы связывает искусство художников с теми тектоническими сдвигами, которые произошли в театре послесталинской России. Произошли не только с помощью этих художников, но и при их решающем участии. В программе представлены два временны́х полюса: разговоры автора со своими героями, которые состоялись весной 2006 года, и портрет каждого из них из современности. В давних разговорах с художниками не было расчёта на полную публикацию. Почти всё снятое на камеру оставалось в архиве, который, как это часто бывает, спустя годы заговорил особо. А временны́е полюсы дали программе исторический объём, который важен для понимания того, как развивалось искусство театра.

Все части своего «триптиха» Анатолий Смелянский представляет в творческой мастерской Давида Боровского, ныне мемориальной. И дело не только в том, что героев программы связывали годы творческой дружбы: Давид Боровский, соавтор Юрия Любимова и крупнейший художник современной сцены, был профессиональным и «человеческим» авторитетом в своей среде. Такие вещи в театральном мире случаются очень редко.

«Эдуард Кочергин. Зимняя страна». Первая программа триптиха – это портрет Эдуарда Кочергина. Пространство России он «открывал спинным мозгом», всеми чувствами «человеческого детёныша, брошенного за пазуху к Берии» (это кочергинский образ). Его Россия – зимняя страна. Он рассуждает на эту тему по праву человека, который родился с душой и талантом в 1937 году. Вспоминает историка В.О. Ключевского, написавшего о том, как география России определяет умонастроения проживающих в ней людей. Физиология пространства – это у Кочергина про всё: про климат, про метели, про наши тридевять земель.

Вторая программа цикла – «Сергей Бархин. Театр для себя». Закончив Архитектурный, Сергей Бархин очень скоро ушёл в театр и остался в нем навсегда. Пространство, сотворённое им для спектакля «Собачье сердце» в Московском ТЮЗе в 1987 году, стало знаком исторического перелома. Чёрный снег – пепел, покрывший подмостки, – и вырастающие из пепла египетские клинописные колонны оперной «Аиды» встали в ряд изобретений, где Бархина поджидали движущийся занавес Д.Боровского в «Гамлете» и распятая на кольях конюшня Э.Кочергина в «Истории лошади». Три главных «мема» советской и постсоветской театральной истории.

Завершает эту «картину» программа «Давид Боровский. Честная сцена». Художник Давид Боровский очень редко давал интервью и был совершенно чужд любой саморекламе. В своём ученичестве в Киевском русском драматическом театре он долго красил задники и клеил чужие макеты. Превращение ученика декоратора в реформатора современной сцены – один из знаковых сюжетов послесталинской оттепели. Он не любил именовать себя художником. Чаще всего называл себя человеком, который придумывает и строит декорации. Был убеждён, что в пустоте сценической коробки скрыты все высшие готовности: наверху – колосники, небо театра, под планшетом сцены – подземелье, ад. В книге «Убегающее пространство», вышедшей посмертно, можно прочесть совсем редкое определение того, каким Боровский видел свой театр: «Сцена открытая, белая, честная».

Программа Анатолия Смелянского «Изобретение пространства» в эфире 16, 17 и 18 сентября в 21:35.  

Пресс-служба телеканала «Россия К»