04.09.2019 | 09:19

В РАМТе завершается премьерная серия спектакля "Зобеида"

В театре РАМТ завершается премьерная серия спектакля «Зобеида». С началом нового сезона постановка отправляется на каникулы, так как представление проходит на улице. Комедию дель арте под открытым небом посмотрела Яна Мирой.

Через эти ворота даже постоянные зрители РАМТа на спектакли точно никогда не приходили. Театр осваивает новые пространства. На этот раз - это внутренний двор. И прежде чем оказаться на своих местах, публика проходит через закулисье.

Двор-колодец. Сюда выходят окна театральной прачечной и мастерской. Трубы, кондиционеры, старые рамы - и новые стеклопакеты. Режиссер Олег Долин влюбился в это пространство с первого взгляда. Он решил, что театральная «курилка» вполне может стать сценой под открытым небом. Эта фактура напомнила ему Москву времен его детства.

«Моя Москва начала 80-х -это такая немножко брошенная. Никаких тебе шлагбаумов как сейчас, заборов. Подворотни - ходи куда хочешь, делай, что хочешь. На Патриарших, я помню, такие были железные понтоны, и мы палками отталкивались и плавали. Сейчас невозможно себе это представить. Такая стихийность во всем была. И здесь в этом дворе это осталось», - вспоминает Олег Долин, режиссер.

В этой постановке ощущается детское желание нарушать правила, а еще детская способность вовлекать в игру любой предмет. В пьесе Карло Гоцци «Зобеида», полной чудес и превращений, фантазии режиссера есть, где развернуться. Любовь к этому автору у Олега Долина тоже из детства. Старший брат читал ему эти волшебные театральные сказки. Сегодня режиссер Олег Долин удивлен, как мало у нас ставят Гоцци:
«В актерских институтах, в которых я тоже имел счастье и честь учиться, совершенно это не преподается. Мы не знаем, что такое комедия масок. То есть мы знаем какой-то теоретический курс, немножко книгу Джевелегова. Но это не изучается как практика».

В комедии дель арте существуют строгие правила. Актерам, воспитанным в традиции русского психологического театра, было непросто.

«Самое важное правило - это то, что мы все актеры, мы все смотрим на зрителя. Весь текст, все что мы говорим, всё что мы делаем, мы делаем именно на зрителя», - делится актриса Анастасия Волынская.

В таком театре много импровизаций. В самой пьесе прописаны места, в которых задана только тема и нет конкретного текста. Спектакль на улице, когда слышен шум города, подталкивает актеров к экспромту. Обыгрывают звуки салюта, проезжающих машин и, конечно, реакцию зрителей.

Многие актеры исполняют по несколько ролей. Переодеваются и переключаются мгновенно.

«Надеть маску и выйти попробовать это сделать, как в обычном драматическом спектакле, не получится. Тут совершенно другое подключение. Правильно, как вы говорите, как в мультике. Оно должно быть на 200 процентов и даже не на сто. Поэтому мы после первых прогонов, когда еще не было наката, мы все просто футболки выжимали, потому что, видимо, просто суперподключение», - говорит актер Александр Девятьяров.

Создатели спектакля уверяют - эта постановка может понравиться и насмотренным, и совсем неподготовленным зрителям. Как и в пьесе Гоцци, тут соединяются блестящая поэзия, низовой юмор, размышления о загадочной природе любви, гротеск, шарж и возможность подурачиться.

Яна Мирой

Новости культуры