29.08.2019 | 10:45

Специалисты из Академии наук изучают пещеру "Таврида" в Крыму

Специалисты из Академии наук изучают пещеру «Таврида» в Крыму. Недавно там обнаружили неизвестный вид бактерий, который развивался в изолированной среде. Евгения Чирочкина опустилась под землю.

Труднодоступных мест очень много. Допустим, чтобы добраться до зала, так называемой столовой, где спелеологи обнаружили кости съеденных животных, необходимо ползти. Тут в высоту всего 40 сантиметров. И в ширину не очень много, не думаю, что выйдет хотя бы метр.

Пещера «Таврида» ‒ глубоко под землей. Над нами минимум ‒ 20 метров скальной породы. Сейчас сюда спускаются только ученые. Журналисты ‒ в виде исключения. Карстовая полость не изучена до конца.

В пещере недавно нашли неизвестные микроорганизмы. Внешне это похоже на плесень на камнях. Этот вид микроорганизмов прожил под толщей земли миллионы лет. Пока ученые не знают, как микробы выжили, чем питались, как развивались. Это только предстоит выяснить. Пробы будут изучать в Уральском отделении Российской академии наук, одной из ведущих лабораторных и научных баз России.

«Мы будем консервировать образцы в пещере, чтобы потом выделить из них ДНК для попытки установить, что за виды микроорганизмов, к чему они относятся», ‒ объяснила научный сотрудник государственного природного биосферного заповедника «Шульган-Таш» Ольга Червяцова.

Пещеру обнаружили год назад при строительстве трассы «Таврида». Если бы не главная дорога Крыма ‒ неизвестно, сколько лет или десятилетий это подземное «царство» оставалось бы ненайденным. Здесь нашли много костей древних животных и птиц. Кости взрослого мамонта и мамонтенка, саблезубой кошки, а еще гигантского страуса ‒ в мире таких единицы ‒ все они теперь в музеях. Им всем не меньше двух миллионов лет.

«Как видите, здесь в большом количестве встречаются кости летучих мышей. То есть в прошлом пещера была заселена колонией летучих мышей», ‒ говорит Ольга Червяцова.

Корни деревьев пробились сквозь двадцатиметровую толщу каменной породы и свисают на сводах пещеры. Людмила Сидорова осматривает стены и почву. Заползает в самые труднодоступные места, чтобы взять пробы. Людмила ‒ научный сотрудник из Уфы. Она пояснила: «Сейчас я проверяю электропроводность каждого из слоев. По количеству заряда я потом смогу сказать: много ли там органики или мало. То есть это прикидочный анализ».

Планируется, что в следующем году при поддержке Крымского федерального университета тут откроют музей для туристов. Гости смогут увидеть археологические находки, в полную величину воссоздадут и макеты древних животных.

Евгения Чирочкина