29.07.2019 | 10:18

Как восстанавливают старинные произведения искусства в Центре имени Грабаря

Более тысячи произведений искусства ежегодно восстанавливают в научно-реставрационном центре имени Грабаря. У каждого из предметов своя история. О некоторых - Антон Николаев.

«Вот на этом блюде как раз можно посмотреть, как процесс происходит. Вот здесь утрата, она будет восполняться. Снимается форма с краю, перекладывается сюда и докомпановывается», - . рассказывает Екатерина Шаркова, заведующая мастерской керамики художественного научно-реставрационного цента им. Грабаря.

Эти экспонаты поступили в реставрационные мастерские из Саратовского художественного музея, в котором хранится уникальная коллекция керамики. Это вручную расписанные фаянсовые и керамические блюда были созданы в Париже в мастерской, организованной известным русским маринистом Алексеем Боголюбовым. Она просуществовала с 1875 по 1880 годы, росписью тарелок занимались русские художники-пенсионеры, жившие тогда в Париже.

«Такие, как Репин, Поленов, Поленова, Похитонов. И все они расписывали тарелки или блюда. Для чего они это делали? Пенсионерских денег часто не хватало и для того, чтобы себя прокормить во время этих путешествий, каждый расписывал свои тарелки и продавал. И они очень хорошо расходились, пользовались бешеной популярностью», - добавляет Екатерина Шаркова.

Еще один экспонат, который сейчас находится на реставрации в центре имени Грабаря, - стул XVIII века из Серпуховского историко-художественного музея. Реставраторы восстанавливают утраченную позолоту и резной декор. Роскошные предметы интерьера, сделанные из березы, вероятно, русским мастером, когда-то украшали чью-то усадьбу, а после революции разделили судьбу многих разоренных поместий.

Здесь были утрачены некоторые резные элементы, например, центральная часть. Большое количество поздних вмешательств. Он был выкрашен много раз разными красками в разное время. Это место, где мы сейчас видим ротанг, было просто забито фанерой. И тоже выкрашено в один белый цвет», - говорит Николай Голятин, художник-реставратор художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря.

А вот это для центра имени Грабаря экспонат особый. Его автор - художник и искусствовед Игорь Грабарь. Натюрморт для неоконченной картины «Чаепитие» был написан ровно 100 лет назад, в 1919 году. И, по словам реставратора Арины Волошиной, оказался в мастерских по той простой причине, что Грабарь при написании картины не соблюдал технологию:
«Скорее всего, это вызвано тем, что он наносил какие-то последующие слои по не просохшим, то есть связи между слоями красочного слоя нарушены».

Вот так закольцевалась история: картина, написанная Игорем Грабарем не совсем по правилам, в конце концов оказалась в реставрационных мастерских, созданных им самим.

Антон Николаев

Новости культуры