23.07.2019 | 10:26

Бахрушинский и Исторический музеи представляют проект "Источник вдохновения"

Бахрушинский и Исторический музеи представляют совместный проект «Источник вдохновения». Эскизы и костюмы, созданные знаменитыми театральными художниками, выставлены рядом с подлинными национальными нарядами 18 - 20 веков.

20 традиционных праздничных костюмов от 18 до 20 века из Исторического музея на этой выставке как ориентир. Здесь можно представить, как театральные художники в разные времена копировали детали, переосмысливали, адаптировали для сцены... Что-то, конечно, преувеличивали. И в спектакле возникал узнаваемый образ. Как, например, этот лиф от костюма Шемаханской царицы из «Золотого петушка» - создавался по эскизу Коровина для русских антреприз. Таким его увидели на сцене в Париже в 1936 году.

«Поразительно, что наши вещи дали импульс, дали толчок для совершенно фантастических эскизов к театральным костюмам наших выдающихся художников. В частности, на экспозиции представлен портрет украинки Врубеля, который очень редко выставляется», - говорит Ольга Гордеева, старший научный сотрудник Отдела истории тканей и костюма ГИМ.

Историю портрета Врубеля описал в своих воспоминаниях сын основателя Музея Бахрушина. Ирина Гамула, ученый секретарь ГЦТМ им. Бахрушина: «Однажды к отцу пришел молодой человек, очень бедный, и, зная о том, что тот часто покупает какие-то театральные вещи, предложил ему купить какие-то эскизы. Отец посмотрел, ему ничего не понравилось, но молодой человек был такой бедный, что он решил ему помочь и просто дал денег. Тот сказал, что обязательно что-то принесет, через какое-то время действительно пришел и принес сверток».

В свертке был тот самый портрет украинки, а молодым человеком был Врубель. На портрете всего наряда не видно, но детали можно уловить, особенно когда рядом подлинный украинский костюм. Здесь есть и эскизы, например, Билибина, или несколько вариантов костюма Снегурочки, а на подиуме можно увидеть, как эти эскизы воплотились в жизнь. Для многих постановок аутентичность не главное. Александр Пацевич вышел на сцену театра «Сфера» в спектакле «Царевна Подщипа» в этом стилизованном наряде.

Ирина Гамула, ученый секретарь ГЦТМ им. Бахрушина: «Уже такая стилизация под народный костюм, потому что, конечно же, как в рисунке, как в орнаментах, которые используются, нет ничего народного, поэтому только сам вид - это сарафан».

За каждым костюмом - история, которая сама по себе достойна театральной постановки. Эти экспонаты довольно капризны, поэтому выставляются обязательно за стеклом и только непродолжительное время - до начала сентября.

Юлия Кундрюкова

Новости культуры