10.07.2019 | 20:10

Отреставрированную ладью допетровской эпохи установят в городе Вытегра

Единственная в мире ладья допетровской эпохи, найденная в прошлом году на берегу Онежского озера, будет отреставрирована и установлена в городе Вытегра. Об этом сообщили журналистам сотрудники Института культурного и природного наследия имени Лихачева, которые проводили обследование судна.

Эти потемневшие обломки деревянной ладьи - редчайший артефакт, не имеющий аналогов не только в России, но и в мире. Поморский коч - судно, предназначенное специально для северных морей и озёр. Такого рода ладьи строили на берегах Онежского озера в 16-м и 17-м веках до петровских реформ. Владимир Аристархов, директор Научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Лихачёва: «Мы знаем по находкам и наших, и зарубежных ученых о том, что именно русские мореплаватели-поморы были первыми, кто когда-то достиг Шпицбергена, Новой Земли, Земли Франца-Иосифа. Возникал вопрос, а на чем они это делали? Есть такой миф, который почему-то изучается даже в школе, что основателем нашего судостроения был Петр Первый. Это миф. Потому что за многие десятилетия и даже века до Петра Первого наши мореплаватели ходили по северным морям».

С 1714 года указ Петра I запретил строить традиционные поморские корабли ради судостроения по европейским чертежам. Все кочи были уничтожены. Уникальная технология забыта. Поморы брали цельные бревна, сшивали их с помощью корней или крепких веток. На одну такую ладью уходило 80 деревьев, 200 литров смолы и 2 километра корней. У этой находки уцелел даже мох, которым шпаклевали судно. Алексей Рыбаков, мастер-судостроитель: «Этому стежку почти 400 лет. Это ветка, которая идеально сохранилась, и она до сих пор скрепляет эти здоровенные брусья».

Более трех веков ладья пролежала на дне Онежского озера. Ее обнаружили в прошлом году - детали конструкции вынесло штормом. Силами МЧС фрагменты судна сначала вытащили на берег, просушили и передали ученым для дальнейшего исследования.

Александр Петрушкевич , заместитель директора Государственного научно-исследовательского института реставрации: «Самое страшное для объекта, который пролежал несколько десятилетий под водой, это высыхание, причем высыхание неравномерное, присутствие в большой степени кислорода, а кислород, как известно, является мощным окислителем».

Сейчас судно находится в благоприятных климатических условиях. Но главная задача специалистов не консервация, а реставрация памятника русского судостроения. Александр Окороков, замдиректора Научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Лихачёва: «Такие суда не имели чертежи. Они строились из поколения в поколение по опыту предков. Поэтому этот крупный фрагмент даст возможность сделать хорошую, почти стопроцентную реконструкцию этого судна».

Сроки выполнения работ эксперты пока не называют. А вот место, где будут экспонировать отреставрированное судно, уже известно - на набережной Вытегра, что станет визитной карточкой региона.

Алия Шарифуллина

Новости культуры