26.06.2019 | 10:03

В Третьяковской галерее открывается новая выставка

В Третьяковской галерее открывается выставка «Библия Пискатора - настольная книга русских иконописцев». Проиллюстрированные тексты Ветхого и Нового Заветов впервые увидели свет в середине XVII века в Амстердаме и стали источником вдохновения для мастеров в России.

О том влиянии, которое оказала на русскую иконопись изданная в середине XVII века в Голландии Библия Пискатора, говорит хотя бы тот факт, что Третьяковской галерее понадобилось несколько залов, чтобы вместить все экспонаты. Иллюстрации на темы Ветхого и Нового Заветов стали для русских иконописцев образцами для храмовых росписей и иконостасов на всю вторую половину XVII и начало XVIII веков.

«Мы построили так экспозицию, чтобы можно было увидеть не только иконы эти замечательные, сверкающие яркими красками, как бы наполненные светом, придающим особую драгоценность их живописной поверхности, но и те изображения из Библии Пискатора, которые легли в основу», - поделилась заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега. 

Этот Страстной цикл, созданный мастерами Оружейной палаты для московской церкви Введения во храм Богородицы, - лишь один из примеров. В Третьяковке можно увидеть и резные изображения холмогорских мастеров, и большие храмовые образа. Эта уникальная икона «Сказание о Римской иконе Богоматери» состоит из 128 клейм, часть из которых сходны по композиции с западными образцами. А вот еще один необычный экспонат - резная икона. Она посвящена Архангелу Михаилу и, по мнению специалистов, также является плодом внимательного изучения русскими мастерами Библии Пискатора.

«Этот необыкновенный экспонат когда-то был навершием иконостаса. Не больше, не меньше. Находился вверху иконостаса. Резного, исполненного в конце XVII, вероятно, века, и полностью представляющего деяния Архангела Михаила», - рассказала Шередега.

Одни считают русскую иконопись этого периода упадком, другие - новым поворотом. Так или иначе, поворот этот произошел задолго до того, как Петр Первый начал перестраивать Россию на европейский лад. 

«Этот поворот к западноевропейской культуре, это расширение контактов, открытость России, возникали не при Петре Алексеевиче, а при царе Алексее Михайловиче», - рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. 

В экспозиции можно увидеть гравюры западных мастеров, изображающих приезд в Москву голландского посольства и его прием царем Алексеем Михайловичем. Сохранился даже портрет одного из голландских купцов, который не только переселился в Москву, но взял русское имя - Андрей Денисович Виниус - и даже принял православие.

Антон Николаев 

Новости культуры