25.06.2019 | 10:35

"Геликон-опера" представила оперу "Иоланта" на Фестивале искусств Чайковского в Клину

В Клину продолжается Фестиваль искусств Чайковского. На Большой сцене музея-заповедника композитора театр «Геликон-опера» показал свою недавнюю премьеру ‒ спектакль «Иоланта» в постановке Сергея Новикова. Репортаж - Марины Громовой.

Иоланта фотографируется с Чайковским ‒ это, возможно, особенно если события из XV века перенесены в век цифровых технологий. Актеры со смартфонами не только за сценой, но и на ней.

«Только у моей героини нет телефона, как режиссер задумал то, что все вокруг нее сейчас слепые, именно потому что они в этих гаджетах. А она как раз зрячая», ‒ рассказала солистка театра «Геликон-опера» Ольга Щеглова. 

История дочери короля, которая слепа и не знает об этом. Чудо ‒ Иоланта прозревает ‒ творит, конечно, любовь. Это дебютная работа режиссера Сергея Новикова. Он отметил: «То, что "Геликон" из произведений Чайковского, которые в репертуаре есть, в этом году именно "Иоланту" заявил в фестивальную программу ‒ это уже и оценка, и ответственность определенная. И что именно сюда мы привозим эту постановку ‒ хороший, добрый знак».

Бургундский сад становится частью музея-заповедника. Актеры ждут выхода на сцену среди зрителей. Такое возможно только на фестивале Чайковского. Через открытое окно хорошо слышно. Прямо сейчас в саду поют «Иоланту», а вот здесь, в этой самой комнате, за этим самым столом Чайковский оперу писал. От стола до кровати ‒ раз, два, три шага, ведь вдохновение могло прийти даже ночью. В архивах ‒ подлинные артефакты: книжечка на немецком ‒ основа «Иоланты» ‒ «Дочь короля Рене» Генрика Герца, личный экземпляр композитора, и эскизная тетрадь, куда Чайковский записывал оперу.

«По вот этим ремаркам, зачеркнутым, тактам, которые есть, понимаешь, что его мысль бежала далеко вперед его руки», ‒ говорит директор музея-заповедника П.И. Чайковского Владимир Лисенко.

В этом доме композитор прожил всего полтора года, но, помимо «Иоланты», здесь родились Шестая симфония, последний опус романсов, последний цикл для фортепиано.

Международный фестиваль Чайковского проходит в Клину уже пятый год.

«Главное в Подмосковье ‒ это исторические места, которые напрямую связаны с людьми. Нам ничего придумывать не надо», ‒ подчеркнула министр культуры Московской области Нармин Ширалиева.

Сегодня на открытой сцене играет Денис Мацуев, а в субботу с балетом выступит Сергей Полунин. Полторы тысячи мест зрительного зала заняты всегда.

«Мы очень ждем, что скоро совсем, я надеюсь, здесь, напротив музея, будет построен невероятный концертный комплекс, в котором будет находиться настоящий оперный зал, с оркестровой ямой, со светом нормальным, с гостиничным комплексом», ‒ пояснил художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман.

В этом году фестиваль идет в ногу с Конкурсом Чайковского. И в день закрытия здесь выступят его лауреаты. Их имена станут известны только накануне. С дирижером Юрием Башметом музыканты встретятся буквально за два часа до гала-концерта.

Марина Громова

Новости культуры