21.06.2019 | 19:44

Разные подходы к танцевальному искусству на Чеховском фестивале

Тело как кисть, преодоление силы притяжения и волшебство от Джеки Чана. В афише театрального фестиваля имени Чехова - хореографические постановки из разных стран, каждая из которых удивляет зрителя по-своему. Обо всем подробнее – Валерия Кудрявцева.

Тао Йе – хореограф из Китая – впервые приезжает в Россию. Москва – последняя точка полуторамесячного турне по Европе, где его минималистические балеты публика приняла даже неожиданно лучше, чем он сам предполагал. Тао не дает своим работам названий, а только номера, а в данном случае четыре и восемь, чтобы не вызвать у зрителя никаких дополнительных ассоциаций. Работает в три краски – черная, белая, серая. Стирает черты личностей танцоров и гендерные различия. Все для того, чтобы привлечь внимание к человеческому телу, его красоте и возможностям.

«Тело человека можно уподобить кисти в каллиграфии, которая может выражать как смысловые знаки, так и образы. Любая часть тела: горло, живот, локоть может стать кончиком кисти. Все зависит от самого танцора – каким именно местом тела он сейчас будет рисовать свою хореографию во внешнем мире», - объясняет Таой Йе.

Тело, динамика, повтор ритма. Понимать не обязательно, важно – почувствовать. Тао Йе надеется, что после его постановки человеческое сознание разблокируется, восприятие замедлится и каждый сможет ощутить, как растет трава, слиться с природным миром.

Чеховский фестиваль достиг своего экватора. 11 спектаклей из 22 уже показаны, 11 еще впереди. И в этот момент мы переходим от невероятного современного китайского  балета к чудесам французского пластического театра.

Совсем иначе смотрит на человеческое тело Йоанн Буржуа – актёр, акробат, жонглёр, танцовщик – один из самых востребованных молодых режиссёров во Франции. Вместе с артистами он стремится преодолеть силу притяжения. В своём новом спектакле «Scala» – лестница - Буржуа ищет волшебную Точку замирания, – тот самый неуловимый момент, когда подброшенный в воздух предмет, а в данном случае – человеческое тело – достигает пика параболы, прежде чем упасть.

«В этом спектакле присутствует много неожиданностей. Например, падая таким образом, мы знаем, как распределять наш вес, как напрячь мускулы, как регулировать гравитацию. Это особое падение, результат соединения человека и механики. И это – наш способ передвижения по сцене и общения с разными предметами», - делится падающий мальчик Оливье.

«Этот спектакль – редкий случай, когда Буржуа не только работает с возможностями тела, но и рассказывает некую историю – о человеке с раздвоением личности, живущем в своем мире, в котором вдруг появляется женщина, и происходит масса ситуаций. И самое сложное в этой работе – совместить силовую акробатику с чувственностью, с танцем, с историей. Мы должны так суметь сделать эти трюки, чтобы казалось, что все очень легко, спокойно – как в повседневной жизни», - говорит акробат Лука Струна.

А совсем скоро в Москву приедут «11 воинов» – так называется постановка Пекинской компании Джеки Чана. Один из самых знаменитых актёров Азии, собрал уникальную творческую команду из танцоров и атлетов для невероятного спектакля, в котором сошлись элементы кунг-фу, традиционного китайского балета и современного танца. Про этих воинов говорят: они умеют летать. И то, что многим казалось фантастическим на киноэкране можно будет увидеть на сцене – без спецэффектов и монтажных уловок: живые чудеса в реальном времени и пространстве.

Валерия Кудрявцева

Новости культуры