21.06.2019 | 10:42

К I туру Конкурса Чайковского готовятся исполнители на медных духовых инструментах

На XVI Международном конкурсе имени Чайковского минувшей ночью объявили имена пианистов, скрипачей и виолончелистов, прошедших во вторые туры состязания. В специальности «Сольное пение» итоги первого тура подведут сегодня. А для медных духовых конкурс начнется завтра. Анастасия Егорова встретила их в Петербурге.

Символ Конкурса Чайковского вот такая спираль из пяти разноцветных дуг появилась в 2011-м. Тогда же конкурс поделили два города: Москва и Петербург. А за турами впервые смог следить весь мир – их стали транслировать в интернете. Сегодня логотип конкурса узнаваем и значим для музыкантов так же, как олимпийские кольца для спортсменов. В номинации «Медные духовые» – 48 музыкантов из более 10 стран: Кореи, Китая, Канады, Португалии и других частей света. За плечами самое ценное – опыт... и, конечно, инструмент.

«Труба всегда со мной. В больших авиакомпаниях с перевозкой инструмента проблем не возникает, но на внутренних рейсах с авиакомпаниями всегда есть некоторые сложности, перевозка стоит больше, и компания не всегда аккуратна с инструментом», ‒ рассказал участник конкурса Артур Эскрива.

Майкл Бьюкенен из Лондона и Гильем Куснирек из Франции в России впервые. Сразу же сходя с трапа самолета интересуются холодными российскими зимами, спрашивают, похож ли Санкт-Петербург на Москву, и как звучат их имена по-русски. Гильем солирует в оркестре Германии, Майкл, говорит про себя, фрилансер. Каждый из них к Конкурсу Чайковского за четыре месяца выучил по семь новых произведений.

«С одной стороны, Конкурс Чайковского ‒ серьезное соревнование, и я серьезно подготовился, а с другой, я думаю об этом как о приключении», ‒ поделился Майкл Бьюкенен.

Захар Кацман – коренной петербуржец. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по специальности валторна. Красивым местам Северной столицы предпочитает любимое – дорогу от дома до работы. С 2013-го играет в оркестре Мариинского театра. Он отметил: «Эти уроки, которые можно было вынести за это время. Те вещи, которым можно было учиться у блестящих профессионалов, это очень высокий уровень».

Коллеги Захара по оркестру также участвуют в Конкурсе Чайковского. Оркестровая закалка – поддерживать друг друга и на конкурсном пути. Говорят, у духовиков не так много возможностей для крупных выступлений. Тромбонисту Алексею Лобикову ‒ 32 года. По регламенту, это крайний возраст участника. Считает, ему крупно повезло. Алексей ‒ лауреат международных конкурсов – взял Гран-при в Финляндии, приз в Праге. Выучить обязательную программу Конкурса Чайковского было непросто. Он признался: «Честно, такой сложной программы не было на моей памяти ни на одном конкурсе. Особенно второй тур». Для Алексея участие в конкурсе – вызов самому себе. Многие музыканты уже солируют в камерных ансамблях. Однако проблема: произведений, написанных для духовиков меньше, чем для других инструментов.

«Что касается, например, той же музыки Чайковского, он, действительно, не написал концерта для трубы или концерта для валторны. Он очень много уделял внимания духовым инструментам, он ‒ один из первых русских композиторов, который раскрыл потенциал всего духового семейства», ‒ пояснил участник конкурса Николай Странатковский.

У исполнителей на медных духовых есть еще день, чтобы подготовиться к ответственному испытанию и немного отдохнуть. А у иностранных участников ‒ возможность увидеть Санкт-Петербург в пору белых ночей.

Анастасия Егорова

Новости культуры