17.06.2019 | 20:04

В ГМИИ имени Пушкина стартует выставка "Щукин. Биография коллекции"

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка «Щукин. Биография коллекции». Экспозиция знакомит с историей одного из наиболее значительных собраний европейского модернизма и с биографией его владельца Сергея Щукина. Первыми зрителями выставки стали журналисты.

Из письма Сергея Щукина Анри Матиссу: «Из-за вас надо мною понемногу издеваются. Говорят, я причиняю вред России, покупая ваши картины. Но я надеюсь, когда-нибудь победить….». Речь идет о покупке этого полотна – «Танец». Увидев его впервые, публика Парижского Салона назвала коллекционера сумасшедшим, безвкусным собирателем хлама, саму картину – горшком краски, брошенным в лицо общественности. Сергей Иванович смутился, но все же повесил полотно на самом видном месте в своем доме, превратив его в символ коллекции.

«Вообще появление такого крупного коллекционера - это не случайность. Это контекст жизни, времени, эпохи, ну и конечно уникальность личности, которая как звезда на этом небосклоне. Конечно, это история XX века со всем его драматизмом – это тоже отражение коллекции. Поэтому мы назвали выставку «Биография коллекции», - рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. 

Историю коллекции предлагают читать как «семейную сагу». Как в консервативной, купеческо-старообрядческой среде росли 4 брата, любопытные, свободные от предрассудков. Настоящий эрудит, знаток нескольких языков Петр собирал китайскую бронзу, фарфор, турецкие ткани. Дмитрий – тонкий знаток истории искусств – предпочитал произведения старых мастеров, особенно голландскую живопись XVII века. Младший Иван – парижский светский лев – именно он познакомил своего брата Сергея с современным французским искусством.

«Они создали те коллекции, которые видели своими глазами русские художники, которые не могли так часто ездить в Париж. Но при этом их глаза, на протяжении столетия, были воспитаны на самых лучших образцах нового европейского искусства», - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. 

Коллекционер радикальной живописи. Сергей Щукин приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что будоражили и задевали. Каждое его новое увлечение – довольно резкий маневр. Начинал с модных тогда импрессионистов, затем вдруг переключился на «дикаря от искусства» Поля Гогена. В Пушкинском музее попытались реконструировать коллекцию купца – разместить картины так, как они висели в его особняке, в той же последовательности и даже в той же манере. Вот, например, «гогеновский иконостас» - композиция из плотно развешанных полотен художника. 

«Для Щукина это был пазл. Было непонятно, когда кончается одна картина и начинается другая», - рассказал куратор выставки, внук С. Щукина Андре-Марк Делок-Фурко. 

В 1909 году он увлекся Пабло Пикассо – вся остальная живопись начала казаться пресной. Сергей Щукин стал крупнейшим коллекционером художника. 51 картина. Больше в те годы не было ни у кого в мире. В своем доме создал так называемую «келью Пикассо». 

«Небольшое помещение, где в три яруса были повешены монументальные полотна, они обступали зрителя, создавая тягостное пространство. Многие мыслители сравнивали с ощущением конца мира», - отметил куратор выставки Алексей Петухов. 

Щукин менялся, менялась его коллекция, и вместе с ней менялось русское искусство. Художественный критик Николай Пунин писал об этом так: «Никто не вышел из его галереи тем же человеком, каким в нее вошел. Это — наш Данте: и ад, и чистилище, и рай. Там отчаивались и погибали, но там же находили спасение».

 Алия Шарифуллина

Новости культуры