16.06.2019 | 19:51

"Большой художник". Мир искусства лишился Франко Дзеффирелли

Но сначала о событии, омрачившем вчерашний день. Умер Франко Дзеффирелли. Его мать хотела дать своему незаконнорожденному сыну фамилию Зефиретти, это слово звучит в начале третьего акта оперы Моцарта «Идоменей». Но чиновник в муниципалитете Флоренции ошибся в написании. Так утверждал сам Франко Дзеффирелли, и нет оснований ему не верить. Никогда не было оснований не верить выдающемуся режиссёру.

Предпоследнюю ленту «Чай с Муссолини» Франко Дзеффирелли снимал про себя. Режиссер - прообраз главного героя, итальянского мальчика, отец которого мечтает превратить его в эстета, джентльмена. Именно в этом фильме стоит искать подсказки, как возникла любовь к идеалам античности и средневековья, почему он вообще решил творить…

«Не поддаваться модным влияниям, а уважать и сохранять идентичность» - так сформулировал главный принцип своей работы сам Франко Дзеффирелли. Он единственный, кто поставил почти всю оперную классику на лучших сценах мира. Только «Травиату» 12 раз! Работал с легендами. Пласидо Доминго, Марией Каллас, Еленой Образцовой, которых назвал главным потрясением в жизни. Оперу считал «раем муз», «абсолютным искусством». «Здесь и танец, и драма, и трагедия, поэзия, театр, декорации, здесь присутствуют все музы», - говорил он.

Владимир Федосеев, дирижёр, народный артист СССР: «Я думаю, что не многим так повезло как мне в том смысле, что я чувствовал этого великого, величайшего режиссёра, у которого я учился. Как соединять музыку и сцену в единый дух, единую идею, для меня это были те дни, когда я мог почувствовать эти гениальные, величайшие творения бога».

Он часто сам создавал эскизы декораций и костюмов к своим проектам. Дотошный мастер проверял даже, как пришита пуговица. «Невозможно красивые!» - это одновременно и комплимент, и упрек в адрес его постановок. На любые отзывы режиссер отвечал одно: «Да, я очень люблю красоту».

Дмитрий Бертман: «Он основатель целого стиля. Кадр в его фильме можно узнать сразу. Узнать по красоте, по подробностям существования. И, конечно, для России это огромная потеря, потому что многие оперы мы узнали благодаря постановкам Дзеффирелли. Или на экране или на сцене. Режиссёр, который подвёл итог постановки классической оперы. Я даже не знаю, как после постановок Дзеффирелли можно работать в этом стиле - традиционной оперы. Лучше сделать невозможно».

Все, что трудно создать на сцене, Дзеффирелли воплощал в кино. Как и в театре, отправной точкой для него стал Шекспир. В «Укрощении строптивой» главные роли отдал звездам - Элизабет Тейлор и Ричарду Бёртону. В «Ромео и Джульетте» ставку сделал на молодых. Позже он скажет: «Я доказал, фильм по Шекспиру может иметь успех, даже если в главных ролях не суперзвезды, а двое подростков». Картину критики назвали лучшей в его фильмографии, примером абсолютной гармонии в кино.

Валерий Фокин: «В молодости я видел его фильмы, скажем, "Ромео и Джульетта", который меня во многом поразил. Там были впервые представленные совершенно неожиданные трактовки героев и совершенно другие темпераменты героев, совершенно другие страсти. Как будто это на улице происходит, вот сейчас. Другой ритм, и просто чувствовалось какой-то пот, страсть, молодость».

Дзеффирелли просил не считать его итальянцем: патриотизм ограничивает свободу, а душа должна летать, не зная границ. Не любил, когда его называли «большим художником». Говорил, что мы все лишь пользуемся инструментами, которые дает нам провидение, а Бог решает, велик наш вклад в развитие человеческого духа или нет.

Алия Шарифуллина

Новости культуры