14.06.2019 | 20:57

О проекте "Придворный парфюмер"

Проект "Придворный парфюмер" в Румянцевском особняке Санкт-Петербурга возрождает ароматы прошлого. Посетителей приглашают узнать рецептуру духов и одеколонов XIX - начала XX веков. О том, как появились "Севильская фиалка" и "Шанель номер 5", расскажет Юлия Кундрюкова. 

XIX век в России стал "золотым" не только в литературе и искусстве. Парфюмерия в этот период выходит на высокий мировой уровень. В Румянцевском особняке открылась выставка "Придворный парфюмер" - ароматы, которыми наполнялись гостиные XIX века, можно ощутить и сегодня.

В дамской гостиной - на этой небольшой "карусели" - "кармашки" с запахами, история нескольких десятилетий. Ароматы реконструировали сотрудники Петербургского музея парфюмерии и члены гильдии парфюмеров России. В руках у Элины Арсеньевой - "Сборник техно-химических рецептов 1915 года". Внесенные в нее рецепты были придуманы еще в XIX веке. 

"Актуальны они были где-то вот в середине - во второй половине XIX века. То есть героини Достоевского, Анна Каренина - вот примерно те времена в русской литературе", - рассказала парфюмер, основатель Музея парфюмерии Элина Арсеньева.

Многие компоненты ароматов позапрошлого века сейчас либо труднодоступны (как китовая амбра), либо запрещены. Вместо них в этой реконструкции использовали синтетические аналоги. И теперь известно как, например, пахли духи "Эсс-буке" - любимый аромат главной героини повести Куприна "Поединок". И какой аромат носила Любовь Менделеева - Александр Блок требовал, чтобы она пользовалась только "Флер де Жанетт". 

Придумать аромат, который мог существовать в прошлом, можно и сегодня. Оксана Чернышова - президент Гильдии парфюмеров России, занимается реконструкцией ароматов XIX века. Предлагает использовать цветочные ноты. Основа нашего аромата - тоуланский бальзам. Добавили нарцисс, герань, майскую розу, пачули, нероли.

История парфюмерии в России началась в 1843 году: Альфонс Ралле - француз, давно живущий в России, - основал собственное производство. Начал с дорогих одеколонов и духов, парфюмерия была доступна только высшему обществу. К 1855 году производство выросло в десятки раз. 

"Букет Наполеона" - это как раз один из самых удачных его образцов продукции, первое признание, первая торговая марка, которая сделала его знаменитым", - отметил Владимир Мироненко.   

Один из парфюмеров фабрики Ралле - Эрнест Бо - после революции покинул Россию. И через 5 лет он создал аромат, который сегодня знает весь мир - "Шанель номер 5".

"Его аромат отличался тем, что он был настолько насыщен альдегидами, то есть теми веществами, которые вырабатываются синтетически, не присутствуют в природе сами по себе, настолько был насыщен альдегидами, что он перестал быть похожим на цветы", - рассказала Чернышова.

На Вятской улице, где начиналась история парфюмерной фабрики Ралле, производство продолжается - сейчас здесь выпускают косметическую продукцию: шампуни, мыло, кремы. О золотом веке российской парфюмерии напоминает разве что граффити с логотипом XIX века и само здание, построенное архитектором Дидио.

"Это здание было специально приспособлено под производство. И включало в себя целый комплекс промышленных зданий, которые по существу и сохранились до сегодняшних дней. Но отчасти. Именно это здание сегодня является памятником архитектуры и истории и мы надеемся, что оно будет сохранено", - отметил директор по связям с общественностью «Косметического объединения Свобода" Владимир Мироненко.

Еще один придворный парфюмер - Генрих Брокар произвел фурор не только в России - на международной выставке в Париже в 1900-м году он представил фонтан из одеколона "Цветочный" и получил гран-при. Именно на фабрике Брокара главный парфюмер Август Мишель создал "Любимый букет императрицы", который после революции переименовал. Так началась история знаменитой "Красной Москвы" - парфюмерного символа советской эпохи. 

Юлия Кундрюкова

Новости культуры