13.06.2019 | 20:11

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка "Щукин. Биография коллекции"

19 июня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина откроется выставка «Щукин. Биография коллекции». В экспозиции будет представлено одно из наиболее значительных собраний искусства европейского модернизма конца XIX - начала XX века. На монтаже выставки побывала наша съемочная группа.

Картину «Танец» Анри Матисса привезли из Эрмитажа. Это полотно французский художник создал по заказу Сергея Щукина для его особняка в Москве. В Петербурге картина оказалась в 1948 году, когда коллекция Щукина из Московского музея нового западного искусства была разделена на две части.

«Происходило это в стенах нашего музея, вещи стояли расставленными в зале. И два директора, тогда Меркулов и Орбели, делили их пополам между собой в произвольном порядке. Поэтому это, конечно, очень сакральный момент, когда вещи соединяются в таком масштабе», - рассказывает Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина

Выставка занимает целый этаж Пушкинского музея. Отдельный зал посвящен Пикассо. Щукин был одним из крупнейших собирателей произведений художника. Всего он купил у него 51 картину. Но если Пикассо он просто покровительствовал, то с Матиссом Сергей Щукин дружил. Хотя картин у него купил чуть меньше - всего 37. Полотна, которые приобретал во Франции Щукин, в России вызывали противоречивые чувства. Впрочем, именно этого и добивался коллекционер, который так и говорил: «Если увидев картину, ты испытываешь шок, покупай ее».

«Сергей Щукин – одна из легенд коллекционирования и нашей страны, и мира. Человек, который на рубеже XIX – XX веков смог не просто стать одним из крупнейших коллекционеров смелого авангардного, еще не всеми признанного искусства, но и опередить свое время, стать одним из, может быть, самых смелых», - говорит Алексей Петухов, куратор выставки.

На выставке также можно увидеть шедевры Моне, Сезанна, целый зал отведен под полотна Гогена, которые как будто сливаются в одну картину.

«Для Щукина это был пазл. Было непонятно, когда кончается одна картина и начинается другая», - отмечает Андре-Марк Делок-Фурко, внук С. Щукина.

Кстати, развеска картин на выставке максимально приближена к тому, как полотна висели в особняке Щукина на Знаменке. В 1907 году он открыл там публичный музей. Продолжая жить в доме, разрешал по воскресеньям приходить смотреть на картины всем желающим совершенно бесплатно. Революционные события заставили коллекционера искать убежища - конечно, же в Париже, где он купил большую часть полотен. А вот они сами остались в России.

Антон Николаев

Новости культуры