03.06.2019 | 20:27

Об одном из важнейших подразделений ВГИКа – Кабинете истории отечественного кино

Кабинет истории отечественного кино – одно из важнейших подразделений ВГИКа. Это одновременно научный архив, библиотека и центр киноведения. Подробнее – Станислав Анисимов.

"Сердце киноведческой науки" – так киноведы, выпускники ВГИКа, называют Кабинет истории отечественного кино, расположенный на третьем этаже старого здания института.

Кабинет был создан в 1932 году. Здесь хранятся газеты и журналы о кино, начиная с 1918 года. Архив по художественным, документальным, научно-популярным и анимационным фильмам. Киновед Николай Изволов занимается историей технологии рисованного звука в СССР. В архиве кабинета хранятся подлинные фазы экспериментального мультипликационного фильма "Вор" 1934 года.

Николай Изволов, киновед: "Здесь мы видим надписи о том, кто принимал участие в этом фильме, и вот эти картинки – это оригинальные, настоящие картинки, которые в нем использовались. В мультфильме они перекладывались, отсюда и название "перекладка". Но здесь они приклеены для того, чтобы они не пропали, не потерялись".

В Кабинете истории отечественного кино хранится более 5 000 монтажных листов фильмов. Они помогали прокатчикам свести звуковую дорожку и изобразительный ряд фильма. Сегодня – это бесценные свидетельства истории кино: по монтажным листам можно установить, как фильм подвергался цензуре, восстановить его режиссерскую версию.

Сергей Каптерев, киновед: "Мы видим здесь фильм и кино в развитии. С одной стороны, конечно в первую очередь, наше отечественное кино – это Кабинет отечественного кино – но с другой стороны, мы здесь говорим о мировом контексте".

Картотеки по фильмам и профессиональной литературе, персональные и тематические, в Кабинете истории отечественного кино ведутся более 80 лет. Они стали основой справочников и каталогов. Авторская киноэнциклопедия Сергея Кудрявцева "Почти сорок четыре тысячи" – одно из самых оригинальных изданий по истории кино. Свой подход к работе с киноматериалом Сергей Валентинович выработал в стенах этого кабинета.

Сергей Кудрявцев, киновед: "Все эти труды начинались с такой вот тоненькой книжечки, которую издали ротапринтым способом в 80-м году, когда я после окончания института и после армии работал в этом кабинете".

Рукописный фонд кабинета – это материалы по истории и теории кино, архивы режиссеров Пудовкина, Довженко, Тарковского. Студенческие работы учеников Эйзенштейна занимают отдельную полку. Мастер создавал со студентами настоящее "кино на бумаге", учил прописывать схемы движений персонажей, классифицировать сцены по монтажу, создавать партитуру эмоционального воздействия фильма на зрителя.

Петр Багров, киновед: "Дело в том, что пленки было не очень много, и во время войны все эти работы остались на бумаге. Во время войны он работал в основном с ними над "Войной и миром". И Швейцер, который потом стал режиссером выдающимся, и Шепотинник, который не сделал такой карьеры блестящей, они все делали сцены из "Войны и мира".

Кабинет истории отечественного кино сегодня имеет почти 60 000 единиц хранения. В них – те знания, которые на протяжении многих десятилетий передаются во ВГИКе от преподавателя к студенту, от профессионала к профессионалу.

Станислав Анисимов.

Новости культуры