21.05.2019 | 14:12

Восточный акцент Чеховского фестиваля

XIV Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова в этом году проходит в Москве с 14 мая по 21 июля. С момента своего основания в 1992 Чеховский представил более 500 спектаклей из 51 страны мира. Особое внимание всегда уделялось творческим проектам и развитию связей с театральными коллективами Китая. А в этот раз у смотра и вовсе – «восточный акцент».

В год 70-летия образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между нашими странами – впервые на Фестивале китайское театральное искусство будет представлено столь широко и разнообразно: традиционная опера Куньцюй, классический и современный танец, драматическое искусство, современное шоу боевых искусств.  

Антологию китайских спектаклей, в разное время показанных на Чеховском, и тех, которые приедут в этом году, можно увидеть на фотовыставке «Китайский театр – почетный гость Чеховского фестиваля», которая развернута на Цветном бульваре в Москве, а также в нашем виртуальном музее.

Выставку открыл директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин. Он рассказал о давнем взаимном интересе Фестиваля и театра Китая. Зрители могут проследить историю этих творческих связей год за годом и спектакль за спектаклем…

(с) Александр Куров / МТФ им. А.П. Чехова

2001 год

III Всемирная театральная Олимпиада в Москве, организованная Международным театральным фестивалем им. А.П.Чехова.

Во время Третьей Всемирной театральной Олимпиады в день открытия программы «Площадные театры мира» по Тверской улице Москвы прошел Восточный карнавал из Китая. Москвичи увидели знаменитого китайского дракона – олицетворение восточной карнавальной традиции. Дракон извивается кольцами, пытаясь схватить жемчужину, которую всегда держат перед ним.

Китайцы считают дракона духом воды, призывают его во время засухи, приписывают власть над облаками и дождем. Это существо с телом змеи, когтями тигра, рогами буйвола, плавниками и чешуей рыбы. По одной из версий, китайский дракон воплотил в себе животных, в незапамятные времена являвшихся тотемами у различных племен.

2005 год
«Прекрасное время». Чжао Йаомин. Режиссер Николай Дручек.

В Экспериментальной и Молодежной программе VI Чеховского фестиваля представлен первый российско-китайский театральный проект «Прекрасное время» – ко-продукция МТФ им. А.П. Чехова и Шанхайского центра драматического искусства.

«Это история о семье, где несколько сот лет передавалось по наследству искусство исполнения Кунчуйской оперы. Но время изменило отношение зрителя к столь популярной когда-то опере. Дети либо не хотят, либо не могут продолжать традиции отца. Все события мы видим через призму воспоминаний младшего сына. Семейная традиция прервалась, но оперное искусство Кунчу продолжает жить вне зависимости от истории конкретной семьи». Николай Дручек

2011 год
Пекинский народный художественный театра, «Гроза». Режиссер Ксиа Чун.

На X Чеховском фестивале зрители Москвы знакомятся с главной драматической труппой Китая – Пекинским Народным художественным театром, который показывает спектакль «Гроза» по пьесе создателя китайской «новой драмы» Цао Юйя.Драматург написал эту пьесу в 1934 году. Она включена в репертуар Пекинского Народного Художественного Театра со дня его основания, став визитной карточкой коллектива. Считается, что «Гроза» подняла театральное искусство Китая на новую высоту.

«…Оглушительный раскат грома в момент поднятия занавеса мгновенно обостряет зрительское внимание, и эти раскаты поддерживают напряженность восприятия на протяжении всего спектакля. … Зрительный ряд спектакля подчеркивает и усиливает драматизм происходящих событий. В отличие от жесткой и зловещей манеры игры в предыдущих редакциях, здесь пластика актеров обрела ярко выраженную театральность. Все эти изменения, безусловно, созвучны новому времени и новым эстетическим предпочтениям современного зрителя». Доктор Лиу Янджун, директор Китайской академии искусств и Института театра, член Китайской ассоциации драматургов и Китайской оперной ассоциации. 

2015 год
Центр развития Оперы Мин в Фучжоу
«Женщины-генералы семьи Ян». Реж. Цзянь Бинь Чжан

Действие пьесы переносит нас в Китай 12 века. В ходе войны между династическими княжествами Сун и Ся погибает генерал Ян – предводитель сунского войска. В эту нелегкую минуту женщины семьи Ян решают возглавить войско и защитить свои земли от вторжения.  

Театр фучжоуской оперы – одна из сильнейших школ китайской оперы. Это сочетание традиционного китайского пения, пантомимы, боевого искусства, акробатики и танцев под аккомпанемент традиционных китайских инструментов. Вес одного костюма может достигать 10 килограммов, а сложнейший грим накладывается более двух часов. Цвета костюма и грима напрямую связаны с характером и социальным статусом героя: красный цвет символизирует верность и храбрость, а золотой является цветом вельможи. 

Труппа театра фучжоуской оперы начала готовиться к фестивалю за два года. Актеры выступали во Франции, Японии, Сингапуре, Малайзии, но представляли не всю оперу целиком, а только отрывки из нее. Российским зрителям выпала редкая возможность первыми среди иностранцев увидеть фучжоускую оперу полностью.

«Мы не стали адаптировать спектакль под европейского зрителя. Мы хотели показать подлинную китайскую культуру». Цзянь Бинь Чжан, режиссер спектакля «Женщины-генералы семьи Ян».

2019 год
«Пионовая беседка». Шанхайский центр оперы Куньцюй под руководством Чжан Цзюня (артист ЮНЕСКО во имя мира). Режиссер Ли Сяо Пинь.

Цветущий сад – лучшее место, где может раскрыться красота традиционной китайской оперы Куньцюй. И потому «Пионовую беседку» – одну из самых романтичных в классической китайской опере историй – традиционно показывают в обрамлении зелени сада и водной глади. 

Красавица Ду Линян встретила возлюбленного во сне – в прекрасном саду, полном цветов и птиц. Не найдя юношу после пробуждения, Ду Линян затосковала и умерла. Но прежде нарисовала свой сон и велела, чтобы служанка поставила картину среди цветов и деревьев. Однажды бедный студент по имени Лю Мэнмэй обнаружил в саду картину, на которой и увидел на ней себя и прекрасную девушку, в которую сразу влюбился. Чудесным образом девушка ожила. И влюблённые стали счастливыми супругами. 

Куньцюй — один из основных жанров традиционной китайской оперы, за 600 лет своей истории не утративший популярности. В нём гармонично сочетаются поэтическое красноречие, музыкальная утончённость и драматизм. 

Режиссёр и автор музыки к этому спектаклю – всемирно известный китайский композитор Тань Дунь, обладатель премий «Оскар» и «Грэмми» за саундтрек к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», автор музыки, сопровождавшей Олимпиаду в Пекине и интернет-симфонии для первого в мире симфонического интернет-оркестра. Его соавтор – ведущий исполнитель оперы куньцюй Чжан Цзюнь, носящий титул «Артист ЮНЕСКО во имя мира». Он же с невероятной экспрессией исполнил в спектакле одну из главных ролей. С 2010 постановка выдержала более 200 представлений.

2019 год
«Эхо вечности». Шанхайский балет. Хореограф Патрик ДЕ БАНА

В основе спектакля, поставленном Патриком де Бана для Шанхайского балета, – завораживающая легенда об императоре Сюань-цзуне и его роковом влечении к любимой наложнице Ян Гуйфэй – один из «вечных сюжетов», переживший сотни интерпретаций. Однако знаменитый европейский хореограф Патрик де Бана впервые представляет классику древнекитайской литературы средствами современного балета. Романтичный и трагический рассказ о любви, принесённой в жертву долгу, превратился в яркую танцевальную феерию, настоящую поэзию в движении. 

Патрик де Бана – один из самых космополитичных хореографов мира, обладающий удивительным чувством времени и стиля. Он родился в Германии, учился танцу в Гамбурге под руководством Джона Ноймайера, был солистом «Балета Лозанны» Мориса Бежара, ведущим солистом Национального театра танца в Мадриде у Начо Дуато. В 2003 основал труппу Nafas Dance Company в Валенсии. Им создано множество хореографических композиций для артистов и компаний в разных странах мира. 

2019 год
«Одноактные балеты 4&8». Театр танца ТАО (Пекин). Хореограф Тао Йе.

Один из ведущих китайский хореографов – Тао Йе – в последнее время не дает своим балетам названий. Почему? Лучше всего, конечно, отвечает он сам: «ни словом, ни фразой невозможно выразить смысл, скрытый в спектакле современного танца. Кроме того, названия рождают у зрителя предвзятое мнение, ожидания чего-то определённого, и одновременно ограничивают творчество режиссёра». И потому его постановка на Чеховском фестивале в этом году называется просто «ОДНОАКТНЫЕ БАЛЕТЫ 4 & 8». Звучит как приглашение зрителя к сотворчеству, намекает на возможность самим придумать название для увиденного. 

Вообще, с момента своего создания в 2008 году театр Тао Йе подорвал не только китайские представления о том, чем может быть современный танец, но и западное восприятие танца китайского. Мастер утверждает: «тело – это место, где пребывает величайшая мудрость», и создает завораживающие, магические танцевальные композиции. А его театр ТАО сегодня – одна из самых интересных и востребованных танцевальных компаний Китая. За девять лет труппа гастролировала более чем в 40 странах, приняла участие в 80 фестивалях искусств. А еще – успела привлечь к себе внимание индустрии моды Китая и Японии, сотрудничая с различными брендами, журналами, дизайнерами и фотографами. Им трижды посвящал обложки VOGUE, а знаменитый дизайнер Йоджи Ямамото приглашал участвовать в подготовке коллекции.

2019 год
«Принц Лан Линь». Национальный театр Китая (Пекин). Режиссер Ван Сяо Ин.

Легенда о принце Лань Лине, великом генерале эпохи Северной династии Ци – это размышление на традиционную для китайской культуры тему «маска и душа». Древнее изображение воина Лань Линя в маске стало образцом для создания масок китайской народной оперы Нуо. Пьеса, послужившая основой для спектакля, имеет символический смысл и скорее является модернистским сказочным повествованием, чем изложением исторических событий. Сценическое оформление спектакля современно и метафорично, в драматическое повествование вплетены элементы оперы Нуо, а древняя китайская техника танца соседствует со степом.

2019 год.
«11 ВОИНОВ». Труппа Лон Юнь Кунг-Фу Джеки Чана (Пекин). Режиссер Ху Мин Ву.

Говорят, они могут летать.
Джеки Чан – один из самых знаменитых актёров Азии, вечный спаситель мира с лукавой и доброй улыбкой, режиссёр, каскадёр, сценарист, продюсер, филантроп собрал уникальную творческую команду. В своей Пекинской компании он объединил танцоров и атлетов для невероятного спектакля, в котором сошлись элементы кунг-фу, традиционного китайского балета и современного танца. 

То, что многим казалось фантастическим на киноэкране, на сцене происходит безо всяких спецэффектов и монтажных уловок: живые чудеса в реальном времени и пространстве. 

Солнце, огонь, дождь на сцене – завораживающая магия древнего искусства в сочетании с самыми современными мультимедийными технологиями. Сказочные анимированные драконы и живые – невероятно талантливые – танцовщики. Шоу завораживает даже непосвящённых. Открывает кунг-фу с самых ярких сторон. Доказывая, что люди всё-таки умеют летать.

Фото предоставлены МТФ имени А.П. Чехова