12.05.2019 | 20:34

Венецианская биеннале. Старт дан!

Российский павильон, возраст которого, и рабочий стаж которого, уже больше сотни лет, за первые четыре дня после его открытия посетили около десяти тысяч человек. ТАСС сообщило об этом сегодня утром. На какое-то, наверняка, довольно внушительное число посетителей может рассчитывать и крупная выставка работ Гелия Коржева, которую привезла в Венецию, на время работы биеннале, Государственная Третьяковская галерея. ГМИИ имени Пушкина вчера открыл там же в Венеции выставку «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто». В целом это выглядит уже не просто как участие России, а как российская культурная интервенция. Зинаида Курбатова сообщает о некоторых её эпизодах.

Эту бешеную пляску придумал известный петербургский художник Александр Шишкин-Хокусай. Он запустил механику на первом этаже русского павильона на биеннале: деревянные ноги приседают, картонные башмаки стучат. И только искушённый поймёт, что эти панно отсылают к великим фламандским художникам, картины которых есть в Эрмитаже.

В этом году комиссар, иначе куратор российского павильона, Семен Михайловский отдал экспозицию в распоряжение Эрмитажа. Открытия ждет огромная толпа - вся русская диаспора Италии, кураторы, галеристы, модники без особых занятий. Художник Шишкин-Хокусай поднимает российский флаг. Зрителей встречают ноги Атлантов, хитроумно освещённые, далее - золотые рамы порталов. На втором этаже режиссёр Александр Сокуров обустроил пространство с помощью зеркал, экранов, скульптур. Тема - притча о блудном сыне, на эту тему лучшее полотно Рембрандта в собрании Эрмитажа. В зеркале отец все крепче обнимает сына, зритель видит себя. Все мы блудные дети, странники, вернувшиеся домой.

«Возвращаются, просят прощения, их прощают или не прощают, по-разному бывает», - сообщил народный артист России Александр Сокуров.

Студенты Академии художеств вылепили героев полотна - вот так бы выглядел блудный сын, если бы выпрямился.

На экранах – войны, пожары, реки крови. Мы видим старика, он то ли в ужасе от окружающего, то ли заметил молодого человека, который идёт к нему. Это блудный сын.

Красавица с траурными губами - галерист из Аргентины. Ей интересно читать этот русский квест, улавливать смыслы и ассоциации.

«Я нахожу, что тут много хитростей в этом павильоне. Вообще, русский павильон всегда непрост для восприятия», - призналась галерист Лариса Смюд.

Толпа во дворе университета Ка-Фоскари. Третьяковская галерея открывает долгожданную экспозицию выдающегося живописца Гелия Коржева. Его работы уже выставлялись на биеннале 57 лет назад. Сегодня здесь - 50 шедевров, много поздних полотен мастера, мощных, плакатных.

«Мы хотим вглядеться в его работы из нашего сегодняшнего дня и увидеть то, что мы не видели раньше, десятилетия назад», - рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Именно в эти дни в Венеции необходимо заявить об амбициозных проектах, например, выставке рисунков, сделанных при участи искусственного интеллекта. Полвека назад на Венецианской биеннале открывали новые течения. Сейчас течения поисчерпались, желают поразить, удивить, совместить несовместимое. Поражать будут до 24 ноября, потом короткий отдых, и в павильоны войдут со своими проектами архитекторы всего мира.

Зинаида Курбатова

Новости культуры