24.04.2019 | 20:53

В Москве открылась масштабная выставка Михаила Кулакова

«Стиль Оттепели» - так называется выставка абстракциониста Михаила Кулакова, которая открылась в Московском музее современного искусства. 140 произведений из мастерской художника в Италии, Третьяковской галереи и Русского музея, а также личных собраний заново открывают творчество Кулакова для современного зрителя.

Читаем заголовки журнала «Искусство» за 59-й год - «Абстракционизм - враг правды и красоты». Рядом - за 58-й – «Эстетика абстракционизма - порочна!». В это время художник Михаил Кулаков пишет вот эти картины. Слово «абстракционист» считается ругательством, и тех, кто пишет подобные работы называют «жуликами» и «поллоками» - по фамилии известного американского абстракциониста. Кулаков же, находясь под обаянием Поллока, делает серию полотен под названием «Поклон Поллоку». Выставляет их на первых подпольных выставках.

Андрей Ерофеев, куратор выставки: «Это так называемый «дриппинг» - техника набрызга на холст. Человек не касается кистью, он ничего не рисует, вещь возникает сама собой по мере того, как на неё накладываются какие-то нити красок. Возникает ощущение, которое ему больше всего напоминает космос, вселенную, и он эту работу называет «Космос»».

Кулакова тут же обвинили в хулиганстве, тунеядстве и пьянстве, его искусство назвали «мазнёй». Он бежал из столицы в Ленинград. Скрывался. А потом встретил её - итальянку с русскими корнями - Марианну Моллу. Она была здесь в командировке, возглавляла группу переводчиков. Влюбилась в опального художника. Бросила работу в Риме, переехала в СССР.

В 76-м им всё-таки удалось эмигрировать в Италию. Там пришлось самоутверждаться снова. Это сейчас в Риме его мозаичные панно украшают две станции метро. Об искателе свободы и ярком герое андеграунда недавно завершил свой фильм документалист Владимир Непевный. Премьера его ленты «Кулаков великого предела» прошла на Московском кинофестивале. «Проблема этой истории фильма в том, что нет никакой хроники, потому что это был настоящий андеграунд - подпольное существование вне каких-то официальных структур. Фильм в значительной степени сделан на фотографии. Это уникальные фотографы, такие летописцы андеграунда, которые запечатлели эти лица и атмосферу того, что происходило.

Финал выставки «Михаил Кулаков. Стиль Оттепели» - необычный. Это зал-иконостас с мадоннами и святыми в исполнении русского художника-абстракциониста, который всю жизнь параллельно с кометами, взрывами, загогулинами и «физическим пространством» писал на религиозные темы.

Ирина Разумовская

Новости культуры