14.04.2019 | 20:20

"Роберто Матта и четвёртое измерение" - новая выставка в Эрмитаже

Государственный Эрмитаж начал на этой неделе демонстрацию произведений Роберто Матта - чилийского художника, который утверждал, что он и не художник вовсе. «Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам понять смысл глагола видеть», - говорил он.

Матта интересовался только тем, что было неизвестно. Он работал только для того, чтобы удивить самого себя. Это всё его признания. Их было много, и в каждом прочитывается его стремление отличаться, не принадлежать, не присоединяться.

Еще при жизни Роберто Матта назвали «последним из сюрреалистов», хотя он так и не примкнул ни к одному из течений в живописи. Собственно себя он никогда и не называл художником, чтобы не ограничивать свое творчество какими-то рамками.

«Здесь много вещей. Механика, превратившаяся в биологию, которые связаны с таинственными уголочками человеческого мозга, они складываются в самое новое, что есть в искусстве, поэтому выставка и сама замечательная, и интеллектуально воспитывающая нас», - рассказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Родители Роберто Матта считали, что работа художника не сделает его хоть сколько-нибудь преуспевающим человеком, поэтому настояли, чтобы сын стал архитектором. Он получил диплом и даже немного поработал по специальности, пока не приехал в Париж и не встретился с Андре Бретоном. Увидев его работы, идеолог сюрреализма написал: «Матта чувствует необходимость наглядного отображения четырехмерной Вселенной. В его работах ничто не является намеренным».

«Матта - это художник-первооткрыватель. Любой его период - это новое открытие, новый стиль. Очень важный тот момент, вы можете найти это в картинах, как можно передать на холст чувства, как вы можете передать энергию, которая идет в четвертом измерении», - подчеркнула куратор выставки Оксана Саламатина.

Роберто Матта разделял идею русского философа Петра Успенского, что четвертое измерение дополняет третье «чувством пространства», «чувством движения» и «чувством времени». Они необходимы для осознания постоянного процесса изменения мира, в котором мгновения сменяют друг друга. 

«Увидеть четвертое измерение - это значит увидеть куб со всех сторон. Поэтому тема куба, какого-то складня, собирающегося модуля была для него очень важна. И он часто эти вещи применял», - поделился куратор выставки Дмитрий Озерков. 

Во время путешествия по Испании Роберто Матта знакомится с Сальвадором Дали. Они становятся друзьями. И даже используют в своей работе один и тот же приём: так называемый, метод автономного письма. Суть его в том, что художник словно отключает сознание, полностью отдаваясь бессознательному, которое и появляется на картинах.

Сам художник называл свои произведения «внутренними пейзажами». Его «Психологические морфологии», часто огромные по размеру, были полностью посвящены жизни цветных пятен. Иногда они обретали антропоморфные черты, потом снова становились абстрактными, оставаясь напряженными и выразительными. Именно этими картинами вдохновлялся ученик Роберто Матта - Джексон Поллок. 

«Приехав молодым, энергичным, он нашел молодых художников. Или они его нашли. И они вместе с Гордоном Фордом давали лекции, учили, подсказывали, вдохновляли. Без него не было бы нью-йоркской школы живописи. И того же Поллока», - объяснила куратор выставки Оксана Саламатина. 

Незадолго до смерти на вопрос журналиста одной из миланских газет о том, с какими великими художниками он чувствует свое родство, Роберто Матта ответил: «Не знаю, думаю, что я Чарли Чаплин».

Алексей Комаров

Новости культуры