09.04.2019 | 19:58

В Третьяковской галерее готовятся к открытию выставки Эдварда Мунка

В Третьяковской галерее готовятся к открытию выставки Эдварда Мунка. Предельно строгие требования к безопасности работ. За тем, как идет монтаж экспозиции, наблюдала Анастасия Егорова.

Условия перевозки и экспонирования Музей Мунка в Осло держит под большим секретом. Система крепления картин - собственная разработка норвежской стороны. О ней ни слова с тех пор, как в 2004 из музея похитили «Мадонну» и «Крик». Музей Мунка тогда закрыли на год, чтобы реорганизовать систему охраны. Теперь все работы под особо прочным стеклом, которое, к тому же, поддерживает состояние самого полотна.

«Полотна очень хрупкие из-за того, как Мунк относился к ним. Он часто выносил картины на улицу, они попадали под снег, дождь, из-за чего поврежден слой краски. Она осыпается. Но некоторые повреждения, те, что Мунк сам нанес своим полотнам, мы бы хотели сохранить. Это наша позиция», - говорит Ингер Гримстад, реставратор Музей Мунка.

Авторы экспозиции построили каменные утесы - своеобразная имитация природы. А еще деревянный забор, примерно на таком действительно развешивал полотна художник - выносил их «пожить своей жизнью».

«У Мунка, очень интересное отношение с тактильным миром северной природы, северного города. И нам очень хотелось это ощущение передать в материалах выставки», - объясняет архитектор Сергей Чобан.

На деревянном стенде - знаменитый цикл «Фриз жизни» с вечными темами: любовь, одиночество, меланхолия, ревность.

«Во вселенной Мунка различные чувства персонифицированы. Так, ревнивцем для него навсегда стал образ польского писателя, его друга Станислава Пшебышевского», - рассказывает куратор Татьяна Карпова.

Практически каждый год и по несколько раз Мунк писал себя. Автопортреты, как дневник, фиксировали его внутреннее состояние. Художник искал свое лицо, и под женской маской.

«В его позднем автопортрете «Между часами и кроватью» - это своего рода завещание, прощание с миром, - мы можем увидеть на стене картину, которую он назвал «Кроткая». По имени повести Достоевского «Кроткая». Это обнаженная в серых тонах», - Татьяна Карпова.

Мунк и Достоевский - важная тема выставки. Федор Михайлович был любимым писателем художника. Посетители Третьяковской галереи увидят также графику Мунка, а еще работы позднего периода творчества. Художник жил тогда в своем поместье, занимался сельским хозяйством и писал яблоневые деревья.

Анастасия Егорова

Новости культуры