10.04.2019 | 10:22

В Эрмитаже представлена первая в России выставка работ Роберто Матта

«Роберто Матта и четвертое измерение» в Эрмитаже. Работы одного из последних представителей сюрреализма, практически неизвестного отечественной публике, выставили в России впервые.

Выставка Роберто Матта ‒ часть года сюрреалистов в Эрмитаже. Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский считает: она также вписывается в экспозиции, связанные с искусственным интеллектом. Он отметил: «Здесь много вещей, механика, превратившаяся в биологию. Таинственные уголочки человеческого мозга складываются в самое новое, что есть в искусстве, поэтому выставка, которая сама по себе замечательная, она еще и интеллектуально правильно воспитывающая нас». 

Архитектор и мыслитель Роберто Матта не считал себя художником. Говорил, что пытается придать форму умственным построениям. Это сближало его с идеями русского философа Петра Успенского о «четвертом измерении», в котором пространство, движение и время помогают понять изменения мира. Куб отражает эти размышления.

«Он был у Матта, сделан на петлях, который выставлялся в качестве модуля, который можно было складывать и раскладывать. Сейчас он, конечно, закреплен, потому что эту работу мы больше не двигаем. Для Матта было важно показать, что работа может изменяться в процессе», ‒ рассказал куратор выставки Дмитрий Озерков.

Матта сблизился с сюрреалистами в 30-х, работая в мастерской Ле Корбюзье в Париже. Но ни к одному из течений в живописи так окончательно и не примкнул. Экспериментировал на стыке искусства и науки. С началом Второй мировой Матта эмигрировал в США. Начал работать в технике масляной живописи. Потом переехал в Европу. И продолжал исследовать человеческую природу, оставаясь гуманистом.

«Был процесс Розенбергов в 50-х годах в США, где их осудили за шпионаж в СССР и приговорили к казни. Тогда общественность заступилась за этих людей, попросила помиловать. Но пришел новый президент и все-таки их казнил. В этой работе выражен ужас, и последняя надежда угасла, людей казнили», ‒ объяснила куратор выставки Оксана Саламатина.

Коллекционер Томас Монахэн впервые увидел работы Матта в 16 лет в Музее современного искусства в Нью-Йорке, потом они дружили четверть века. Он признался: «Я был поражен, как работает пространство. Кстати, Матта был первым, кто положил картину на пол и стал рисовать. Вообще он стоял у истоков нью-йоркской школы абстракционизма в 30-40 годах. Моя задача, как его друга и коллекционера, была в том, чтобы показать его как важного художника в лучших музеях мира». 

Со временем Матта стал тяготеть к монументализму. Его огромные полотна, «ландшафты сознания», написанные флуоресцентными красками, где природные организмы ‒ элементы технических устройств ‒ поражали публику. Два десятиметровых полотна в центре экспозиции. Их Роберто Матта написал в 60-е. Это ‒ «Внутренняя герилья» ‒ партизанская война с самим собой. Грандиозный размах страстей, созданный в одиночку.

Юлия Струкова

Новости культуры