27.02.2019 | 19:48

Выставка "Таймыр. Гений места" во Всероссийском музее декоративного искусства

«Таймыр. Гений места». Выставка во Всероссийском музее декоративного искусства построена как диалог культур коренных народов Севера с искусством русского авангарда и работами современных авторов. На вернисаже побывала Юлия Кундрюкова.

Чтобы эту шаманскую атрибутику можно было выставлять в витринах, музейщики из Таймыра два раза в год бьют в специальный бубен, а каждые 4 месяца убирают всё в запасники. Только на таких условиях последний шаман полуострова Тубяку Костэркин согласился отдать свои ритуальные атрибуты.

«Это повязка, которая использовалась в ритуале общения с духами. Он надевал этот наголовник, обязательно костюм шаманский. Костюм считался полноправным партнером, живым существом. Шаман обращался к нему "дедушка"», - рассказывает Лейла Ландина, заместитель директора Таймырского краеведческого музея.

Полуостров - богатое поле для археологов. Здесь и бивни мамонтов, и захоронения - трехтысячелетней давности. В этом длинном коридоре музея - эскизы, заметки и дневниковые записи из забытых экспедиций. О них вспомнили, когда готовились к выставке.

«Вещей уже ушедшего, непонятного назначения, не очень понятного толкования символики и семантики, мы в этой коллекции видим много», - добавляет Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства.
Эта выставка заставила о многом задуматься и режиссера Павла Лунгина.

«Мне кажется, вообще, что наш Север - это кладезь каких-то непонятых и непознанных еще вещей», - говорит Павел Лунгин.

Выставка артефактов два месяца работала в краеведческом музее Таймыра. В Москве куратор Кирилл Гаврилин ее модернизировал - провел параллели между древними культурами и работами авангардистов. Рядом с традиционными костюмами нганасанов флакон одеколона "Северный", созданный Малевичем.

«Он вдохновлялся костяными фигурками, деревянной резьбой северных народов, которые были выставлены в Кунсткамере и в Императорском этнографическом музее. Фигурка медведя далека от натурализма и реализма искусства той поры. Она обращается к тому искусству, которое осмыслили русские авангардисты», - отмечает Кирилл Гаврилин, куратор проекта.

Начало ХХ века - время многочисленных арктических экспедиций. Кунсткамера, куда отправлялись находки - становится меккой для художников Союза молодежи - группы, в которую входили Малевич, Матюшин, Филонов, Розанова и многие другие. За вдохновением они шли в этнографические музеи.

Древняя культура народов Севера осмысляется и актуальным искусством. Вот, например, видеоинсталляция Милы Введенской «В ожидании солнца» напоминает танец шаманов. А здесь - работа «Ось. Горизонтали. Пересечения». Артисты как будто имитируют строительство традиционного жилья - чу́ма.

На полуострове Таймыр - и сегодня традиции чтут и оберегают пять арктических этносов: энцы, ненцы, долганы, нганасаны и эвенки. Благодаря этим гениям места полуостров по-прежнему притягателен своей атмосферой и историей, в которой все еще немало загадок.

Новости культуры