18.02.2019 | 20:12

Музей-заповедник "Царицыно" представляет экспозицию "Модерн: в поисках русского стиля"

Музей-заповедник «Царицыно» представляет экспозицию «Модерн: в поисках русского стиля». В Малом дворце можно увидеть уникальные предметы - фарфор и керамику частных заводов Российской империи конца XIX - начала XX века. Выставка проходит при поддержке управляющей компании «Ингосстрах инвестиции». Репортаж - Марии Трофимовой.

Пространство выставки разделили так, как в России конца XIX века делился потребительский рынок фарфора и керамики. Тогда 2/3 занимали предприятия Матвея Кузнецова, среди которых и оставленные в наследство, и купленные, например, керамическое производство Семена Масленникова, или приобретенная в 1892 году мануфактура Франца Гарднера вместе с клиентской базой.

Для общества с только зарождающимся среднем классом - фарфор был социальным маркером, который показывал, что его владелец живет богато. 

«На примере вот этого чайника позолоченного, с носиком в виде клюва некой фантастической птицы и украшенной разноцветным орнаментом из эмали. В одном предмете - такое огромное количество деталей, которое, конечно, ни один французский конца XIX века допустить себе не мог. Это и имитационный стиль, когда рельеф бокала напоминает плетение корзин. И вот такой коллаж стилей, наверное, можно назвать русским стилем», - подчеркнул коллекционер, куратор выставки Сергей Набоких. 

Единственный на тот момент соперник Кузнецовского фарфора - Корниловский. Его главное отличие - большой ассортимент и верность русским традициям. Мастера разработали декор, имитирующий традиционную вышивку крестом. Эти изделия считались элитными: их белизна не уступала, а иногда и превосходила произведения императорской мануфактуры. Корниловский завод одним из первых начал работать с известными художниками того времени. Так, рисунок на этих кабинетных тарелках сделан на основе иллюстраций Ивана Билибина. А вот незатейливые сюжеты из крестьянской жизни Николая Каразина. 

В конце XIX века на предметах, помимо герба, стали делать специальные предупреждающие надписи с пометкой автора. С оригинального рисунка воспроизведение запрещается. После этого повышалась ценность не только самого предмета. Но это стало первым для России опытом защиты авторского права на фарфоровых изделиях. 

Когда-то эти предметы использовались в быту ежедневно, а теперь это раритеты из коллекций Фарида Юнусова и Сергея Набоких. Каждый со своей историей. Как этот молочник с отломанной и склеенной ручкой. 

«Дама, у которой мы приобрели этот сервиз, мне рассказала историю этой ручки. И у меня не поднялась рука с ней то-то сделать. Это сервиз достался ей от бабушки, которая пережила блокаду Ленинграда. И это молочник был поврежден, когда бабушка, ослабевшая от голода, переставлявшая предметы в серванте, стирала с них пыль. Молочник упал, ручка разбилась. Но предмет был настолько ценен, что сделала вот эту ручку. Материал - это клейстер. Тот самый клейстер, которыми заклеивали окнах в домах блокадного Ленинграда», - поделился Набоких. 

Значительную роль в становлении русского стиля сыграли небольшие частные мануфактуры и художественные училища. Скульптуру «Плясунья» создали специально для выставки 1913 года, приуроченной к 300-летию Дома Романовых, выпускники императорского Строгановского художественно-промышленного училища.

 Новости культуры