08.02.2019 | 17:39

Музей о "биографии" нашего государства создавался с большим трудом

9 февраля Государственный исторический музей отмечает свой 147-й день рождения. В этот день вход на все объекты музейного комплекса будет бесплатным. В музее запланирована праздничная театрализованная программа. Наш корреспондент Юлия Зиньковская встретилась с заместителем директора ГИМ по научной работе Андреем Дмитриевичем Яновским. Он рассказал о сложностях, которые встречались на пути строительства музея, и о том, кто стоял у истоков его создания.

Ю.З. - Отправимся в XIX век. Известна ли точная дата создания музея?

А.Я. - Стало уже традицией говорить о 9 февраля 1872 года как о дне рождения музея. А если точнее, нельзя забывать, что следует переводить старую систему времяисчисления на новую, то есть прибавлять 12 дней (для дат XIX столетия). Следовательно, в скобках можно поставить дату 21 февраля.

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/189/612/0.jpg

Андрей Дмитриевич Яновский

Ю.З. - С чего началось строительство музея?

А.Я. - Интересно, что ни указа, ни манифеста о создании музея не было. Мы по этому вопросу провели серьезные архивные поиски. Музей создан на основании двух писем и устным (что удивительно!) приказом Александра II. Как известно, из всех 14 российских императоров и императриц только двое родились в Москве. Это Петр I и Александр II. Последний очень любил Москву. Он, как говорит современная молодежь, «неровно дышал» к этому городу.

В 1870 году Москва стала основательно готовиться к празднованию 200-летия со дня рождения Петра Великого. Эту дату решено было широко отметить, создав в самом центре города огромную Политехническую выставку, охватывающую практически все важнейшие направления жизни, деятельности, истории и культуры русского общества – своего рода выставку «достижений народного хозяйства» России. В конце мая 1872 года выставка торжественно открылась. Она разместилась в 88 специально построенных павильонах на территории 20 гектаров – внутри и вокруг Кремля, в Александровском саду и по набережной Москвы-реки. За три месяца работы выставку посетило 750 тысяч человек (и это при населении Москвы к началу 1870-х годов в 400 тысяч!) – воистину космическая цифра!

В ходе подготовки выставки устроители её Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя в годы Крымской войны, полковник Николай Ильич Чепелевский и генерал Александр Алексеевич Зеленой пригласили к сотрудничеству видного археолога, председателя Московского археологического общества графа Алексея Сергеевича Уварова, известного своими раскопками древнего Херсонеса (части современного Севастополя). Именно этим троим пришла в голову счастливая мысль – организовать в Москве музей, показывающий через подлинные памятники, предметы и произведения искусства различные факты и события, стороны истории, культуры и бытовой жизни Российского государства и населяющих его народов. Люди военные, Чепелевский и Зеленой хотели создать своеобразный «храм воинской славы России». Уваров призывал уделить особое внимание археологическим находкам и историческим артефактам. Поддержавший эту «троицу» двумя годами позднее выдающийся историк и москвовед Иван Егорович Забелин предлагал особенно внимательно отнестись к истории быта, традициям и культуре народа. В конечном итоге восторжествовала именно его точка зрения (хотя и археологический материал, и страницы военной истории также должны были занять достойное место в будущей экспозиции).

Еще в декабре 1871 года Н. И. Чепелевский обратился к наследнику престола, великому князю Александру Александровичу с ходатайством, в котором изложил идею о создании такого музея. В январе следующего года цесаревичу в Петербург направил соответствующую докладную записку и генерал А. А. Зеленой. Они совершили хитрый ход, предложив назвать новое учреждение Музеем имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. Александру II эта идея понравилась. По всей видимости, разговор между цесаревичем и императором состоялся именно 9 февраля 1872 года. Наследник собственноручно начертал на записке Зеленого: «Государь разрешил это дело».

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/189/609/7.jpg

Владимир Осипович Шервуд, автопортрет

Музей истории российского государства рождался непросто. Место было найдено лучшее – между Кремлевской стеной, Казанским собором и Воскресенскими воротами. Московская городская дума приберегала этот участок для себя. В ноябре 1874 года был объявлен конкурс на строительство здания музея. Количество конкурсантов с громкими именами зашкаливало. Неожиданно победил проект Владимира Осиповича Шервуда, который был академиком живописи, и гениального русского инженера Анатолия Александровича Семенова.

Ю.З. - Кто заложил первый камень в фундамент Исторического музея?

А.Я. - 20 августа 1875 года на Красной площади в присутствии почетных гостей произошла торжественная закладка фундамента здания. На нее приехал и Александр II. К сожалению, не было наследника престола, который в это время гостил у родственников супруги в Дании. Александр II заложил первые два кирпича в фундамент здания за себя и за своего сына. Раздавались дорогие сувениры – предметы, сделанные в русском стиле, украшенные серебром. 

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/189/608/3.jpg

Проект здания В.Шервуда

Ю.З. - Какие сложности встретились на пути строительства музея?

А.Я. - Организаторы изначально допустили огромную ошибку. Они, не осознавая невероятного масштаба задуманного, хотели построить музей на народные пожертвования. Это была утопия! На момент начала строительства Управление музеем располагало капиталом всего в 154 тысячи рублей. А по самым приблизительным подсчетам требовалась сумма в 9-10 раз больше. Шервуд всегда предлагал невероятно дорогостоящие решения, и из-за этого часто случались скандалы. Например, он хотел покрыть внешние стены керамической облицовкой (по типу изразцов), что превратило бы музей в «изукрашенный терем». Из-за постоянной нехватки средств споры и трения усугублялись, переходили в ссоры, а, между тем, только каменщиков на укладке стен работало 260 человек. А еще многие сотни подсобных рабочих! Деньги уходили невообразимо быстро. Шервуд очень раздражался: он строил великие планы, а его постоянно «били по рукам».

Главный конфликт Шервуда с Уваровым заключался в том, что первый хотел самовыразиться. Он решил так: музей должен быть площадкой для выставки художественных произведений: панно, мозаик, скульптурных групп и композиций.

То есть он стремился показать русскую историю исключительно художественными средствами. Против него ополчились все! И Уваров, и Забелин понимали, что музей создается для демонстрации подлинных артефактов истории, предметов жизни и быта людей. Но признаемся честно: многое Шервуду удалось блестяще! Исторический музей оказался уникальным в плане художественного оформления: пол, потолки, стены, арки декорированы в стиле той эпохи, которой, собственно, и посвящен тот или иной зал. Очень важно, что изначально здание создавалось для музея, что позволяло концептуально планировать и художественное оформление интерьеров.

Но конфликты продолжались. В 1876-1877 годах окончательно поссорились Зеленой с Чепелевским. Последний подал в отставку. В 1878 году ушел из музея Уваров. И это еще не все: через год был отстранен от работ Шервуд, поскольку слишком многого требовал и так и не понял предназначения музея. В 1880 году скончался генерал Зеленой. Строительство остановилось, был риск, что оно не будет продолжено. А, между тем, у здания не было даже крыши!

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/189/606/2.jpg

Так шло строительство музея

Ю.З. - Когда же нашелся выход из такой сложной ситуации?

А.Я. - В мае 1881 года случилось настоящее чудо. Музей был принят в казну решением императора. Это было великое событие – музей стал государственным учреждением. Причем на тот момент в Московском кредитном обществе уже был взят очень большой кредит в 1 миллион 260 тысяч рублей, по которому еще долго (до начала XX века) платили проценты. В ведении Министерства финансов музей оказался по воле Александра III. И вот тут все пошло как по маслу. За два года, с мая 1881 по май 1883, музей был практически достроен. В конце 1882 года музей был передан Министерству народного просвещения. Парадные сени и первые 11 экспозиционных залов уже были отделаны и подготовлены к открытию.

27 мая (8 июня) 1883 года, в предпоследний день коронационных торжеств в Москве, где официально «венчались на царство» император Александр III и императрица Мария Федоровна, они посетили сразу два только что отстроенных музея – Политехнический и Исторический. Осмотрев Парадные сени и первые 11 залов экспозиции главного музея истории и культуры России, венценосная чета осталась довольна и впечатлилась величием и красотой увиденного. Однако в конце визита Александр III заметил, что следовало бы навести окончательный порядок – убрать сохранившийся кое-где мусор, остатки стройматериалов. На это потребовалось 6 дней. Официальное открытие и освящение музея состоялось 2 (14) июня 1883 г., собрав множество представителей московских властей, профессуры, духовенства, журналистов и общественных деятелей. С этого момента мы и ведем отсчет публичной жизни Исторического музея.

https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/189/612/3.jpg

Чертежи дубовых оконных рам для нескольких сотен музейных окон разработал архитектор А.П.Попов.

Ю.З. - Я знаю, что за историю своего существования музей пять раз менял свои названия. Какими они были?

А.Я. - Первое название (февраль 1872 года) – Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. Второе (29 мая 1881 года) – Императорский Российский Исторический музей. Третье (май 1895 года) – Императорский Российский Исторический музей имени Императора Александра III в Москве. Четвертое (ноябрь 1917 года) – Государственный Российский Исторический музей. И, наконец, пятое (8 февраля 1921 года) – Государственный исторический музей. Важно отметить, что в начале 1920-х годов слово «российский» ушло неслучайно, поскольку в советскую эпоху наш музей хранил и показывал не только материалы по истории России, но и раскрывал темы и вопросы истории и культуры входящих в состав союзного государства республик.

Ю.З. - Расскажите о программе, которая готовится к 150-летнему юбилею музея. Что уже известно относительно празднования?

А.Я. - Помимо выставок, научных конференций, семинаров и экскурсионных программ, мы хотим открыть в Измайлово новый музей – Центральный музей истории российского казачества. Для начала это будет экспозиция примерно на 550-600 квадратных метров. Но постепенно мы рассчитываем её расширять и наращивать. Эта тема уже давно волнует наше общество и вызывает немалый интерес. Но специалистов-профессионалов по этой проблематике единицы! Семь лет назад мы открыли Музей Отечественной войны 1812 года. Если все получится и сейчас, то за последние 10 лет ГИМ прирастет сразу двумя музеями. По-моему, это неплохой результат!

Фото предоставлены Государственным историческим музеем