01.02.2019 | 11:00

Исторический барельеф на павильоне станции метро "Сокольники" лишился привычного облика

Очередной объект культурного наследия столицы после реставрации лишился привычного облика. Что осталось от замысла автора после такого восстановления ‒ разбирался Александр Карпов.

Редкий прохожий не вздрогнет, увидев, во что после реставрации превратился исторический барельеф на павильоне станции метро «Сокольники». Лица искажены гримасами боли. А иные фигуры мало напоминают человеческие. А вот так барельеф выглядел до реставрации. Обратите внимание, фигуры практически лишены лиц, по словам сына архитектора станции Ивана Таранова, именно таков и был первоначальный замысел скульптора.

Действительно, на барельефе увековечены метростроевцы в шахте с вагонетками и отбойными молотками. «Сокольники» ‒ первая конечная станция первой линии метрополитена в СССР. Именно отсюда 15 сентября 1935 года отправился в путь первый в истории метро поезд с пассажирами, которыми были руководители государства, всесильные наркомы и те самые комсомольцы.

Если верить барельефу в его нынешнем виде, метрополитен строили сюрреалистический человек с двумя ртами? окончательно развинтившийся «Франкенштейн» и рабочий из другой галактики, то ли с клювом, то ли с хоботом вместо лица. Все это стало похоже то ли на армию Урфина Джюса из «Волшебника Изумрудного города», то ли на батальную сцену из «Властелина колец». Правда, у столичного Департамента культурного наследия пока нет претензий к исполнителю работ.

«Реставраторы не меняли и не фантазировали. Они просто очистили позднее наслоение, и сегодня барельеф выглядит именно так, как в 1935 году», ‒ рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Кто же прав? Мы разыскали несколько фотографий станции «Сокольники» 30-40-х годов. Ни на одной из них не удалось найти и намека на вылепленные скульптором лица с гримасами. Кроме того, павильон является объектом культурного наследия, реставрировать который должны по особым правилам.

«Был объявлен тендер на выполнение работ, была установлена цена. И та организация, которая предложила меньшую цену, стоимость, именно с этой организацией и был заключен контракт. По отношению к памятникам это абсолютно неверный подход», ‒ считает москвовед Екатерина Ванеева.

Тендер на огромную сумму в 679 миллионов рублей выиграло некое ООО «Стройстандарт», в списке объектов которого еще одна историческая станция метро «Красные ворота», варварская реконструкция которой также завершилась громким скандалом. Можно ли вернуть памятникам первоначальный вид ‒ большой вопрос и, разумеется, немалые дополнительные траты из бюджета.

Новости культуры