27.12.2018 | 15:21

В Гоголь-центре показали спектакль "Барокко"

В Гоголь-центре показали спектакль "Барокко". Сценарий, декорации и костюмы для него придумал Кирилл Серебренников. В проекте объединились музыканты, танцоры и оперные певцы, артисты Гоголь-центра и приглашённые, кадры из фильмов и тексты философов середины ХХ века. Премьерная публика Гоголь-центра. В зале - аншлаг. В соцсетях среди театралов - ажиотаж. Автор спектакля Кирилл Серебренников работал над постановкой удаленно. 

"По сценарию, по раскадровкам, по партитуре, которую создал Кирилл я занимался сценическим воплощением, затем мы записывали это всё на видео, через адвоката мы передавали это Кириллу. Кирилл отсматривал материал делал и так же через адвоката возвращал нам собственно со всеми замечаниями, рекомендаиями и тому подобное", - рассказал режиссер Евгений Кулагин.

Перед спектаклем - традиционный образовательный stand-up. Драматург Валерий Печейкин вспоминает Веласкеса и Дали, уличных музыкантов, играющих Вивальди, сценарии Шпаликова, фильмы Антониони. Чтобы считывать послания авторов - нужно погружение в контекст. Тут все построено на музыке: Гендель, Пёрселл, Монтэверди, "Чакона" Баха в фортепианном переложении Брамса для левой руки.

Оперные шедевры - и монологи героев из истории 20 века. Пражская весна, студенческая революция во франции. По мнению авторов барочная эстетика и дух протеста - связаны напрямую. Человек-барокко - это неправильный, странный человек. Выпадающий из нормального, банального порядка. Человек-ошибка.

"Слово "барокко", на сколько я понимаю, - от французского слова бракованный жемчуг. То есь не идеальный жемчуг. А вы видели когда-нибудь жемчуг, который не идеальный? Это роскошь. Это просто красота. И поэтому, мне кажется, это очень правильный, человеческий, гуманны настрой к людям вообще то. И к сегодняшним современным людям. Что человек-ошибка на самом деле - это человек красоты. Человек, который спасет мир", - поделился актер театра "Гоголь-центр" Один Байрон.

Хештег и главный лейтмотив - игра с огнем. В центре спектакля - история Яна Палаха. В январе 1969 в Праге студент философского факультета совершил акт самосожжения в знак протеста против советской оккупации. В постановке возникает образ Жанны Дарк, аллюзии с "Жертвоприношением" Тарковского.

"Все смотрели, вытянув шеи. И я в том числе. Но главное, конечно, это уникально вообще работа Кирилла - он вообще мастер такого эклектического соединения разных жанров в театре. Он, собственно, первый это начал", -  отметила народная артистка РСФСР Алла Демидова.  

"Это всё соединяется понятием огня. Это значит -  Прометей. Это значит искусство, которое несмотря на все преграды, рутины и скуку, подавленной кем-то жизни, все равно прорывается прорвется и победит. Это то, с чего начинали мы в 64-м году в театре на Таганке", - вспоминает актёр, режиссёр Вениамин Смехов.

В финале - взрыв. Закат. Погружение в тьму. И дестиминутная овация. 

 Новости культуры