18.12.2018 | 19:49

В Манеже продемонстрировали картину Диего Риверы "Славная победа"

В Центральном Манеже журналистам продемонстрировали картину мексиканского художника Диего Риверы «Славная победа». Это один из центральных экспонатов предстоящей выставки Фриды Кало и Диего Риверы. Экспозиция организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Петербурге. Алия Шарифуллина с подробностями.

Большой, четырехсоткилограммовый ящик привезли в специально оборудованном фургоне накануне ночью. И хотя путешествие было недолгим – от Пушкинского музея до Манежа чуть больше километра – это все равно огромный стресс для любого произведения искусства, говорят специалисты. Поэтому прежде чем приступить к распаковке, полотну дали сутки на отдых, чтобы привыкнуть к местной температуре и влажности.

«Славная Победа» Диего Риверы – картина монументальная. Высота почти три метра, длина – около пяти. Из-за внушительных размеров полотно все время хранится в запасниках в свернутом виде, на валу. Распаковывали картину практически час. В ожидании замерли все – куратор, сотрудники музея Фаберже, хранители и реставраторы Пушкинского музея. Ведь увидеть «Славную победу» - возможность крайне редкая. Но когда развернули полотно, открылась совсем другая картина.

«Одна из изюминок этой работы то, что на обороте «Славной победы» есть незавершенная работа, без названия. Тоже посвященная политическим взглядам Риверы на капитализм, угнетение. Возможно, эта работа даст нам небольшой ключ к методу работы Риверы над большеформатным полотном. Интересно, с точки зрения искусствоведения, истории», - отмечает Катарина Лопаткина, куратор выставки «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера».

Прежде чем натянуть полотно на подрамник, картину миллиметр за миллиметром изучили реставраторы.

«Здесь вы можете видеть кромки, они новые, были приклеены в процессе предыдущих реставрационных работ. Они немножко повреждены. Первая наша задача – осмотреть эти кромки, подкрепить, сделать так, чтобы мы могли натянуть на подрамник», - объясняет Алексей Кленчев, художник-реставратор ГМИИ им.А.С.Пушкина.

«Здесь нет лакового покрытия. С одной стороны, это не очень хорошо, лак - защитный слой. Но, так как картина находится на валу, доступ пыли, влаги, нет. Она чувствует себя неплохо», - добавляет Александр Неретин, художник-реставратор ГМИИ им.Пушкина. 

Увидеть «Славную победу» стало возможно лишь несколько дней спустя. Устанавливали монументальную картину десятки человек. Диего Ривера написал «Славную победу» в 1954 году. Это политический памфлет на тему вторжения в Гватемалу американцев. Ривера мечтал, чтобы картину увидело, как можно больше людей, и она отправилась вместе с другими работами мексиканских художников в турне по городам Болгарии, Германии, Польши, Китая. Несколько десятилетий полотно считалось утерянным – оно так и не добралось до конечной точки маршрута. Обнаружили «Славную победу» в запасниках Пушкинского музея. 

«Из-за того, что она не была публично выставлена много лет, западные исследователи считали, что она сгинула, как и многие картины с той выставки. Картины пропадали на протяжении всего маршрута. Часть музеи покупали, и затем не выставляли, часть просто куда-то, как например «Раненный стол» пропал на этой выставке», - рассказывает Катарина Лопаткина. 

После чудесной находки, картину впервые показали публике в 2007 году - сначала в Мексике, затем в Гватемале. А вот в России «Славную победу» никогда не выставляли. Экспозиция «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» - уникальная возможность увидеть сразу обе стороны полотна. После закрытия выставки монументальную работу Риверы снова свернут отправят на хранение в запасники.

Новости культуры