14.12.2018 | 20:15

В здании Казанского вокзала открывается выставка "Станция Россия"

Железная дорога как символ покорения пространства. В здании Казанского вокзала открывается выставка «Станция Россия», ранее представленная в российском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале. Сегодня экспозицию увидели журналисты. Репортаж - Анны Галинской.

«Станция Россия» - прямиком из Венеции. Впервые за всю историю Биеннале экспозицию из российского павильона перевезли в Москву. О прошлом и будущем огромной страны - на примере развития железной дороги. Призрак былого - в зеркальном отражении. То, что разрушено во время войны, - один из старейших в России вокзалов, Павловский.

«Он не существует сейчас. Возникла идея показать его именно в куске дерна, как вырванный из земли. Это первый вокзал, это было как место увеселения. Не то, что связано с транспортом, а скорее, место, где проходят концерты, встречаются люди, место увеселения такое», - рассказал куратор выставки Семен Михайловский.

Уже давно это пространство встреч и прощаний, железнодорожных путей и громкоговорителей, и самый современный российский вокзал - как раз про это. По пальмам понятно - Адлер. А пассажиры налегке - уже в Москве, запечатленные камерой слежения на Казанском вокзале. Фотографии, проекты,чертежи - все это прошлое. А высокоскоростная магистраль «Москва - Казань» - в будущем. Здания вокзалов, как и сама дорога, уже спроектированы, некоторые - в виде арт-объектов.

«Это та самая оболочка пространственная. которая покрывает весь вокзальный комплекс. На самом деле вокзал четко и ясно представлен. Эта оболочка - это то космическое, которое покрывает дорогу, вокзал, а внутри этой оболочки вся жизнь вокзальная и происходит», - отметил президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.

Возможно, на этом завтрашнем Чебоксарском вокзале будет все та же картина, меняются разве что модели чемоданов. Они, как и камера хранения, - вне времени.

Бюро находок - действующее. Ячейки взяты из Московского вокзала Санкт-Петербурга, причем в каждой - что-то интересное. За этой дверцей, например - старинный фонарь станционного смотрителя.

Такому раритету в проекте Михаила Бейлина и Даниила Никишина нет места. Они за минимализм. И в том числе в количестве железнодорожных путей, на макете они выделены золотым. С развитием технологий будут занимать все меньше места. Даже сегодня путь из Ярославля в Москву мог бы длиться полчаса, если ехать со скоростью 300 км/ч, на что уже способны поезда, но не всегда позволяют пути.

«Это могла бы быть абсолютно другая страна, если бы такой вид транспорта был внедрен, причем нам не должно казаться, что это какая-то фантастика, потому что сама Транссибирская магистраль в конце XIX века с нуля была построена за 20 лет. Мы можем представить, как могла бы измениться сегодня Россия», - отметил архитектор Михаил Бейлин.

Дорога из Москвы во Владивосток сейчас занимает неделю - 144 часа видео сократили до 7 минут. Бескрайнее пространство из окна, но потратить 7 дней на то, чтобы увидеть его, пока решается не каждый.

Новости культуры