03.12.2018 | 15:06

В галерее Зураба Церетели проходит выставка "Иконы Каргополья. Возрождение"

В галерее искусств Зураба Церетели проходит выставка «Иконы Каргополья. Возрождение». Это совместный проект центра имени Грабаря и Российской академии художеств. В экспозиции - спасенные реставраторами иконы, многие из которых широкой публике представлены впервые.

«Перед вами один из самых редких памятников Каргополья, который относится к концу XVII века икона «Чудо о Флоре и Лавре». Флор и Лавр в народе были покровителями лошадей. И посмотрите, в нижней части ...они пасутся, пришли на водопой, эта река», - рассказывает куратор выставки Татьяна Кольцова. 

Эта выставка впервые знакомит широкую публику с уникальным явлением древнерусского искусства - так называемыми северными письмами из коллекции архангельского музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». 150 экспонатов привезли в Москву в знак благодарности реставраторам центра имени Грабаря, которые на протяжении двух десятков лет ездили в экспедиции по деревням Каргополья. Выносили из почти разрушенных храмов иконы, которыми зачастую были заколочены окна. 

«Например, икона Троицы, которую вы видите за мной, обратите внимание, она как будто опилена в трех местах. Она использовалась в тот момент как ограничитель для зерна, чтобы зерно не рассыпалось в храме», - добавляет куратор. 

Спасали целый пласт культуры. И это не только привычные образа. Но и вот такие резные иконы. Это образ Христа в темнице. А вот Николай Угодник - один из любимых русских святых. 

«Но как отнесся к этому Север. Уничтожать скульптуру он не стал. На Севере очень любили резные иконы и, как говорили священники, самое большое количество свечей в храме ставили именно к резному образу», - добавляет Татьяна Кольцова.

Другое уникальное явление северной культуры - крестьянская иконопись, расцвет которой пришелся на XVI - XVIII века. Многие храмы, в которых когда-то находились эти иконы, остались только на фотографиях, сделанных в 60-е реставраторами. Правда есть одно уникальное старинное село Ошевенское, где не угасла жизнь. И это - едва ли не единственное исключение на этой выставке.

«Этому селу 6 веков, село образовано Никифором Ошевневым, это отец преподобного Александра Ошевенского. И оно прошло сквозь все это время. Сохранились ремесла. Есть школа. она. конечно. сейчас малокомплектная. 52 человека. Но в этом году было 18 выпускников. Я разговаривала с детьми. Они готовы вернуться, если будет работа», - поясняет заместитель губернатора Архангельской области Елена Кутукова. 

В свое время экспедиции за иконами организовывались потому, что из сел в города уходили люди, храмы разрушались. Культура Русского Севера исчезала на глазах, превращаясь в музейные экспонаты. Этот пласт русской культуры может исчезнуть вовсе, говорят специалисты, если государство не обратит на него свое пристальное внимание. Сгоревшая в августе этого года Успенская церковь XVIII века в Кондопоге - лишнее тому подтверждение.

Новости культуры