25.11.2018 | 20:16

В Ватикане открылась выставка "Русский путь. От Дионисия до Малевича"

Второй фрагмент музейно-государственного диалога между Ватиканом и Россией - ответная выставка полусотни шедевров, доставленных из Третьяковской Галереи ко Святому престолу. Диалог, напомню, начался на встрече Президента России и Папы Римского пять лет назад. Выставка произведений из Пинакотеки Ватикана «Рома Этэрна» была в Третьяковке два года назад. Вот продолжение диалога – «Русский путь. От Дионисия до Малевича».

Одна из наиболее важных деталей – это выбор пространства для выставки. Крыло Карла Великого – это галерея, которая имеет подъём и приводит непосредственно к собору Святого Петра, а в первой части названия выставки пара слов – «Русский путь», вышло так, что это путь к храму. И ещё одна деталь – возможным было размещение выставки в Апостольском дворце, но тогда не было б возможным бесплатное её посещение.

Эта выставка – на самом видном месте в Ватикане – прямо на площади Сан-Пьетро, в крыле, которое соединяет базилику Святого Петра с левым полукружием легендарной колоннады. В этом путешествии из России в Италию шедевры Третьяковки оберегали со всех сторон. Получив работы в Ватикане, итальянские специалисты скрупулёзно проверяют, вглядываются в детали. Для экспонирования древних икон инженеры придумали специальные термовитрины.

В пространстве узкой колоннады Бернини работы заговорили друг с другом – XV век вступил в диалог с XIX. Допетровское миропонимание с новым, ориентированным на европейское сознание. Там, где всегда был конфликт, теперь видится связь. Икона супрематизма Малевича – рядом с древнерусскими иконами, «Купание красного коня» Петрова-Водкина – по соседству со Святым Георгием. На русскую живопись XIX и XX века в этих залах взглянули по-новому.

«Она становится более значительной, серьезной. Специалисты, которые занимаются этим искусством, они всегда понимали, что это искусство посвящено главным вопросам человеческого бытия. А здесь, в этой выставке, эти вопросы звучат очень активно», - рассказала куратор, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Татьяна Юденкова. 

«Эта выставка демонстрирует и дает мощный имульс о духовной глубине православия. Это очень важно, и мы привезли сюда произведения наших соотечественников, которые по силе духовного воздействия равнозначны итальянкой выставке», - отметил Чрезвычайный и Полномочный посол России в Ватикане Александр Авдеев. 

На что-то по-новому взглянули даже сами кураторы? На похожий наклон головы у Мадонны и вдовы на скандальной картине Ярошенко «Всюду жизнь». Выглянул кусочек надвратной иконы в «Тройке» Перова и в «Крестном ходу» Репина. «Когда направили прожекторы, вдруг брызнул лучик света, а ведь столько лет в учебниках мы читали рассказы про опустошение и безнадежность», - поделилась генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Впервые только здесь я увидела, как от этого оклада иконы отходит совершенно немыслимый божественный свет. И это тот самый лучик света, ради котрого стоит предпринять все», - добавила она.

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Ватикане – бесплатная, об этом два музея договорились заранее. Прямо перед Рождеством, когда хлынет поток туристов, большинство, возможно, будет искать знаменитый русский авангард, которого здесь не так уж и много, и возможно откроет для себя новое в русском искусстве. Эти же шедевры будут разглядывать и паломники, чей взгляд, скорее всего, сфокусируется на иконах.

«Это будет успех. Выставка накануне Рождества, выставка о духовности, причем не только русской. Да, это русское искусство, но духовность универсальна», - заметила директор Музеев Ватикана Барбара Ятта. 

Среди портретов – Достоевский, написанный Перовым. Он находится совсем рядом с единственной пермской скульптурой «Христос в темнице» – в самом центре выставки. Эту экспозицию кураторы вряд ли будут повторять в России – в Третьяковке планируют выпустить каталог Ватиканской выставки. Новый взгляд на русскую живопись, который появился здесь, в Италии, возможно, станет первым шагом к переосмыслению живописной культуры таких разных эпох, между которыми теперь ярче видна общая нить духовности.

 Новости культуры