06.11.2018 | 20:32

"Приют комедианта" снова показывает "Любовную историю"

Петербургский театр «Приют комедианта» показал в Москве «Любовную историю» - экспериментальную постановку Дмитрия Волкострелова. О спектакле, который сначала публика не приняла, в репортаже Яны Мирой.

Артисты бросают жребий - в какой очередности будут выходить на сцену. Все знают текст целиком. Перед каждым спектаклем случай решает, как все выстроится в этот раз. «Этот спектакль - о равноправии. Мы пытались выстраивать и делать спектакль таким образом, чтобы там отсутствовал режиссерский диктат», - говорит режиссёр Дмитрий Волкострелов.

Первые 15 минут актеры молчат. Есть внутренний монолог, есть состояние. Но они не произносят ни слова. На премьере в 2013-м консервативная питерская публика оказалась к такому не готова. «Я прекрасно помню свою состояние, когда я пришел на сдачу спектакля «Любовная история», я сижу и с каждой минутой понимаю, что это «треш». Это даже более, чем «треш». Я даже не понимаю, как это может быть. И я не скрываю, это не мой театр. Но это ничего не значит», - говорит директор, художественный руководитель театра «Приют комедианта» Виктор Минков.

После каждой сцены занавес закрывается. Перемена декораций происходит долго и громко. Некоторые сцены играют почти в полной темноте. «Здесь создан спектакль как бы из всех табу. Нельзя так долго держать паузу. Нельзя делать перестановку так долго. Нельзя так громко бить по ушам музыкой», - говорит режиссёр, народный артист России Андрей Житинкин.

Много раз повторяется один и тот же текст разными голосами на разных языках. Со сцены и позади зрительного зала снова и снова, словно мантра. «Есть же разные способы взаимодействия со зрителем. Можно как бы его постоянно завоевывать с первой минуты. Есть масса механизмов для того, чтобы это внимание зрительское держать. А высший пилотаж - когда ты его завоевываешь, а потом так отпускаешь», - комментирует театральный критик Марина Давыдова.

Перед самой развязкой «Любовной истории» на сцену выходит девичий дуэт. Их репертуар внешне так похож на популярную музыку. Но скоро становится ясно - это лишь форма без содержания, без смысла, без послания. «Режиссер шутит. Это такие легкие милые шутки. Какая провокация? Ну что Вы», - говорит театральный продюсер Дарья Вернер.

Спектакль играют до последнего зрителя. Финальная сцена словно стоит на автоповторе. Занавес открывается и закрывается. Первые зрители начинают уходить после двух-трех раз. Но всегда есть те, кто готов принять вызов. Перед московскими гастролями все очень волновались - метро в столице работает до часу ночи. Финал может затянуться. На это раз его играли два часа и пять минут.

Пять лет назад этот спектакль опередил своё время, уверяют в театре «Приют комедианта». Спустя полтора года после премьеры постановку сняли. А вот теперь время пришло. Зритель созрел. Возобновление в Санкт-Петербурге и гастроли в Москве прошли с аншлагом. С этого сезона «Любовная история» возвращается в афишу.

Новости культуры