14.10.2018 | 20:16

Марк Захаров отметил юбилей

Если и найдётся чудесным образом кто-нибудь, кто не видел и не слышал Марка Анатольевича, тот, увидев его, подумает наверняка, до чего ж мрачная личность. Уголки рта, свисают вниз как у классической театральной маски – аллегория трагедии, а прячется под ней море иронии и комизма. Да и не очень-то прячется.

Сам Захаров утверждает, что ему нравится выглядеть несерьезным человеком. Хочется, говорит он, усилить свойственную нашему быту некоторую комедийность. Марк Анатольевич, как известно, всегда трепетно относился и к смеху, и к слезам, по его мнению, их соседство – это обязательное условие для успешного русского театра.

В этот особенный вечер сюда, на Малую Дмитровку, в «Ленком», съехалась вся театральная Москва. Повод - 85 лет самому печальному оптимисту - выдающемуся режиссеру Марку Захарову.

Друзья в шутку называют его «Мрак Анатольевич». Да он и сам мастер пошутить. А мрачный вид – не более чем обман зрения. Режиссёр, наделённый необыкновенным талантом, мудрый человек с тонким чувством юмора. Марк Анатольевич Захаров. В театре его называют учитель. Его труппа - его воспитанники, впитавшие «захаровскую школу». 

«Я очень сильно «ушиблен» в хорошем смысле Захаровым, его пониманием театра. И главная черта, мне кажется, - это борьба за непредсказуемость. Зритель не должен прогнозировать, что будет в следующий момент», - признался народный артист России Дмитрий Певцов. 

«Он перевернул моё сознание, актёрское существование. Однажды с ним поработав, с кем-то другим уже делать ничего неинтересно», - отметил народный артист России Александр Лазарев. 

Марк Захаров родился в Москве 13 октября 1933 года. Любовь к театру унаследовал от матери - Галины Бардиной, ученицы Юрия Завадского. Казалось, судьба была предопределена. Только вот выпускника ГИТИСа никто не хотел брать на работу. Из Москвы Захаров уехал в Пермь. Где, в середине 50-х и начал режиссерские эксперименты.

«У него свой метод, своя методология. Кроме того, у него своеобразные наблюдения за жизнью, за сверстниками, за людьми, его окружающими. Они подчас точные. Цепкие. Ироничные. Всегда саркастические. И всегда с юмором», - заявил актёр Игорь Миркурбанов. 

Сейчас трудно поверить, но его спектакли запрещали. И даже отправили в 73-м году на перевоспитание - в Театр имени Ленинского комсомола. Почти за полвека «Ленком» стал для Марка Захарова вторым домом. Да и зритель спешит туда постоянно, в любую погоду. После премьеры «Тиля» в 74-м здесь всегда аншлаги. И каждая новая работа Захарова - событие. 

Марк Анатольевич любит посидеть в зрительном зале, обычно в 7-м ряду. Любит наблюдать, как собирают декорации к спектаклю. Он верит в интуицию, в космическую энергию, которая питает талантливых людей. 

«Наша дружба с ним, я тут перед юбилеем открыл все исторические справки, оказалось, что 61 год. Я подумал, что если до пенсионной реформы, то наша дружба вышла на пенсию, а сейчас очевидно из того, что решили, что дружба наша продлилась, предпенсионная дружба у нас. Ещё 4 года молодёжных взаимоотношений», - пошутил народный артист РСФСР Александр Ширвиндт. 

Марк Захаров придумал свой собственный театральный жанр, где главное это юмор и добрая ирония. Захаровские спектакли - долгожители. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - одна из первых рок-опер в СССР. Шла 17 сезонов. Ее показали 1050 раз. А на «Юнону и Авось», чтобы попасть, зрители сами рисовали билеты. 

«Для меня он особенно ценен тем, что чувствует особенно музыку. Он не то, что профессионально в ней разбирается. Он просто чувствует ее эмоционально. И задача была только одна -эмоциональный удар по зрителю. Он вообще режиссер «ударной» режиссуры. У него обязательно должны быть яркие эффекты. Ему обязательно нужно ошеломить зрителя. И зритель ему за это очень благодарен», - рассказал композитор, народный артист России Алексей Рыбников. 

Интересную театральную постановку сделать все сложнее, считает Марк Захаров. Но мастеру это удается. Каждый год новые спектакли, которые не дают угаснуть звезде по имени «Ленком».

Новости культуры