04.10.2018 | 10:20

Госфильмофонд России отметил юбилей

Госфильмофонду - 70. Его история началась 4 октября 1948 года, когда преобразовали фильмохранилище министерства культуры СССР. Через 9 лет фонд вошел в Международную федерацию киноархивов, а в конце 90-х попал в книгу рекордов Гиннеса как крупнейший киноархив мира. Репортаж - Юлии Кундрюковой.

Здесь, в Белых столбах, каждый российский кинематографист бывал хотя бы один раз. Десятки флагов на аллее при въезде - это десятки стран, чьи фильмы - на полках архива. Этих круглых коробок из железа в крупнейшем многофункциональном комплексе мира больше миллиона.

«Сколько сейчас хранится в Госфильмофонде фильмов? Если говорить о названиях, то это около 70 000 наименований. А если говорить о единицах хранения, то это примерно 1 024 000 роликов - единиц хранения», - рассказала начальник отдела хранения Госфильмофонда России Татьяна Кухтина. 

В коробке - лишь часть фильма. Есть негативы, позитивы, фонограммы.Один такой рулон пленки - это всего лишь 10 минут на экране. В новом хранилище фонда пленка легко доступна и хранится по строгим правилам: в зале не больше 2 градусов тепла. От фильмов братьев Люмьер 1895 года до современных - среди этих бесчисленных коробок наугад достаем одну – «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. 

Фильм, который спас от уничтожения немецкую хронику, после его выхода всю пленку, отснятую немцами, решили оставить. Ещё здесь хранят афиши, сценарии, документы и фотографии - сотрудники бумажного архива иногда сами для себя устраивают вот такие фотовыставки - эту посвятили Зиновию Гердту. Надежда Саплина, почти Чаплина, в Госфильмофонде - больше сорока лет. С первого дня в Белых столбах занималась реставрацией фильмов. Говорит, пленка как человек, к ней нужен индивидуальный подход. 

«Чтобы сделать материал, нужно обязательно проверить каждую склеечку, каждую просечку. Если есть надрывы, берется вот такая пленочка чистая, без изображения, вырезаются участки и наклеиваются на поврежденные участки», - поделилась начальник участка реставрации Госфильмофонда России Надежда Саплина. 

После ручной реставрации - пленку отправляют в машины - восстанавливают фотослой. Здесь ее чистят от пыли, промывают и сушат. А такая пленка – редкость. Она широкоформатная. Негатив 67-го года - фильм «Арена». К пленке здесь относятся с трепетом, но на пороге юбилея генеральный директор Госфильмофонда Вячеслав Тельнов строит большие планы и на цифровой формат. 

«Оцифровать в течение десяти лет всю коллекцию, чтобы она была доступна не только киноисторикам, киноведам, кинокритикам, но и всем зрителям, которые любят архивное кино», - заметил генеральный директор Госфильмофонда России Вячеслав Тельнов. 

Помимо фестиваля архивного кино, который проходит в Белых столбах, у Госфильмофонда есть своя площадка для показов - кинотеатр «Иллюзион». Он недавно открылся после реставрации, и теперь здесь помимо новинок - ретроспективы классики. К 70-летию Госфильмофонда в «Иллюзионе» покажут целый сборник архивных находок - три комедии, которые считались утраченными: «Переполох» 1928 года, «Дуэль» 34-го и «Человек за бортом» 57-го.

Новости культуры