19.09.2018 | 15:28

В Санкт-Петербурге начала работу выставка "Хранить вечно"

В петербургском «Манеже» открылась выставка «Хранить вечно». Она посвящена 100-летию создания пригородных музеев в бывших царских резиденциях «Петергоф», «Царское Село», «Гатчина» и «Павловск». Приветствие организаторам экспозиции направил президент России Владимир Путин, особо отметив работу музейщиков в годы войны. Проект создавался как «музейно-театральный». За режиссуру взялся худрук БДТ Андрей Могучий.

Рассказ о драматичной судьбе петербургских музеев языком современного театра - это и необычный творческий эксперимент, и возможность совершить путешествие в прошлое. Сначала посетителя встречает идиллия: в покоях наследников престола течет счастливая беззаботная жизнь. На приближение мировой войны намекают лишь расставленные на столе солдатики. В следующем зале уже бушует революция со своим главным лозунгом - «Мир хижинам, война дворцам». Еще несколько шагов и сталинский нарком Ежов объявит войну не только дворцам, но и всему народу.

«Тут есть что-то вроде мемориала. На стене 70 табличек и имена утраченных вещей, то есть все равно за каждой вещью стоит человек, который ее создал, хранил и который ее оплакал. И вот это сочетание человеческой и музейной судьбы очень символично», - говорит генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Символическая музейная красная дорожка, по которой ступают посетители, вдруг превращается в кровавые следы. Кого-то они ведут в лагерь, кого-то на фронт. Директора музеев и художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, чтобы создать эту экспозицию, отказались от привычного набора профессиональных инструментов. И вот результат - античные музейные скульптуры и китайские вазы лежат в ящиках от мин и снарядов, которые сделаны театральными бутафорами.

«Две китайские вазы из коллекции «Царского Села». При эвакуации они заворачивались в шторы, а потом пошли в ход императорские костюмы. А когда после войны эти предметы вернулись в музей, мы обнаружили прекрасно сохранившуюся коллекцию императорских мундиров. И мы теперь обладатели этой коллекции», - пояснила директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Военная и довоенная история царских резиденций наиболее драматична. Она рассказывается от лица девочки, чьи родители работали в музейных залах. Это художественное повествование озвучивает актриса Алиса Фрейндлих, так что посетитель, если он наденет специальные наушники, почувствует дополнительный драматический эффект.

«Только в Павловске из собрания в 600 предметов живописи более 400 были проданы. Но иногда эти вещи возвращаются. Конечно, кое-что удается купить на аукционах, но это сложно. И у нас 8700 предметов в розыске, числятся как военные утраты», - комментирует директор музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.

Создатель театральной составляющей выставки Андрей Могучий говорит, что получил колоссальный опыт от работы над этим проектом. «Это удивительная история людей, которые пронесли такую любовь через все эти исторические катаклизмы, и огромное количество фактов, которые наша постановочная бригада узнавала по мере погружения в материал. Я думаю, что сейчас мы только на пути понимания всей проблемы, которая была на протяжении всех ста лет», - говорит режиссер, художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова Андрей Могучий.

Экспозиция в одном из залов выставки непонятна без специального пояснения. В промороженном вагоне с покрытыми инеем стенами стоит стол, накрытый для царского пира. По замыслу авторов проекта, это сон хранителя музейных ценностей, умиравшего в блокадном Ленинграде. И это, пожалуй, единственный спорный художественный образ на выставке. В блокадном Ленинграде люди во сне обычно видели только хлеб - тот самый, что «с огнем и кровью пополам».

Новости культуры