13.09.2018 | 09:45

В Москве представлена ретроспективная выставка Георгия Нисского

В Институте русского реалистического искусства открылась выставка Георгия Нисского ‒ основоположника «сурового» стиля в советской живописи. В экспозиции ‒ работы всех творческих периодов художника и редкие архивные материалы. Репортаж Юлии Струковой. 

Идея ретроспективной выставки Георгия Нисского родилась несколько лет назад, когда Институт русского реалистического искусства приобрел его работу «Над снегами». На аукционе «Сотбис» в 2014-м это была самая дорогая картина в жанре реалистической живописи XX века. Экспозицию собирали по всей стране. Здесь ‒ картины из 25 музеев и пяти частных коллекций.

«После того как картина попадала на выставку, она становилась госсобственностью. И выставочная комиссия распределяла их по музеям», ‒ рассказала координатор выставки Анастасия Сиренко.

Части этого триптиха оказались в Твери, Екатеринбурге и Москве. Полотна привезены из Астрахани, Воронежа, Гомеля – родины художника. Отдельный зал посвящен биографии Георгия Нисского, яхтсмен и лыжник, иллюстратор книг и обложек журналов. Дипломная работа – о восстании французских матросов – и сразу ее приобретает Третьяковка, и не беда, что есть анатомические неточности в фигурах людей. Его «Утро на Волге» ‒ на Венецианской биеннале в 60-м году. На фото рядом – комиссар советского павильона Ирина Антонова.

«Мне удалось найти замечательный документ из немецкой газеты о том, что они увидели работу Георгия Нисского на Венецианской биеннале. Они прониклись пейзажем, им хотелось показать своим читателям то, что есть такой замечательный пейзажист, художник», ‒ говорит искусствовед Анна Волкова.

Горизонт очень важен для художника. На этой работе – очень мало неба, на следующей, наоборот, много. При размещении работ ориентировались на линию горизонта и получилось, что картины висят на разном уровне. Побывав однажды в Новороссийске, художник «заболел» морем. Морские сюжеты – из Крыма и с Дальнего Востока. Индустриальный пейзаж – тоже один их любимейших жанров Георгия Нисского. Кружащие самолеты, летящие паровозы – время стремительно движется. Он пишет, убирая все лишнее, но к деталям щепетилен. Руководствуется методом Куинджи: много работай над этюдами, потом отложи их и создавай картину, опираясь на впечатления и вдохновение. Картину «В пути» создавал шесть лет.

«Мы нашли изображение в одном из изданий. Здесь ‒ часы на станции и солнце в другой стороне, и семафор, проследить в рентгене, как все менялось, Нисский очистил изображение и свел все главные диагонали и вертикали к одной точке – это солнечный диск», ‒ пояснила куратор выставки Надежда Степанова.

Александр Дейнека, Аркадий Рылов, Николай Рерих – здесь работы и тех, у кого учился Нисский. И тех, кто сегодня считают себя его последователями: Алены Кирцовой, Таира Салахова, Игоря ВУлоха. Искусствоведы говорят, Нисский очень современен, он остановился в шаге от модернизма.

Новости культуры