13.09.2018 | 10:28

"Ткань процветания". О новой выставке в Музее современного искусства "Гараж"

В столичном Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Ткань процветания». В экспозиции работы более 40 художников с пяти континентов - от представителей авангарда и советского андеграунда до классиков современного искусства и авторов нового поколения.

Лисы в костюмах санкюлотов, на оленях шелковые алые ленты. Эксцентричная инсталляция от британской художницы Шэрон Кивленд - ее представление о дресс-коде времен Великой французской революции. В названии цитата Робеспьера - «Террор есть не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость». «Во времена революции, мятежа все меняется. В том числе и одежда. Например, санкюлоты носили штаны, а не шелковые чулки, как аристократы. Таким образом, появилась новая политическая мода. После революции в штаны переоделись и представители других классов», - комментирует Шэрон Кивленд.

Одежда - как самый близкий к телу носитель культурных традиций, социальных перемен. На этой выставке она рассказывает о войнах, международных конфликтах, массовых миграциях. Вот «Мёртвое море» - инсталляция француза Кадера Аттиа о беженцах из Ливии, пытающихся пересечь Средиземное море и достичь берегов Италии. Вместо портретов жертв - джинсы и майки. А это «Убежище» - полотно Камруззамана Шадхина, посвященное изгнанным из Мьянмы мусульманам.

«Художник меняет их старую одежду на новую, и с помощью крестьян сшивает из этой одежды полотно, с помощью бангладешской строчки кантха. Эта строчка важна для местного населения. Используя ее, они как бы избавляются от груза несчастий», - считает куратор выставки Валентин Дьяконов.

Ткань здесь - понятие почти абстрактное. Из нее можно сшить и детскую пеленку, и похоронный саван. Американские куртки-бомберы с традиционной японской вышивкой из коллекции Юитиро Тамуры - своеобразный «продукт» корейской войны. После нее, в середине 50-х, бомберы стали «пижонским» нарядом рабочего класса, а позже и якудзы - японской мафии. Совсем другое настроение в работе Анастасии Богомоловой «Лукбук». «Я обнаружила в семейном архиве одежду мамы, бабушки. Использовала в качестве фонов ткани, которые бабушка не использовала. Также я использовала косметику 90-х годов. Смотрела старые журналы, которые сформировали мое первое представление о том, как должна выглядеть женщина», - говорит художник Анастасия Богомолова.

Одна из центральных работ - индийская народная картина, которая иллюстрирует сцену, как Кришна укрывает нескончаемой тканью Драупади, с которой враги сорвали одежду. Это бесконечное сари на выставке - как метафора эксплуатации людей в современном текстильном производстве, где высшей силой выступает уже не Кришна, а капитализм.

Новости культуры