10.09.2018 | 20:22

Археологи изучают фрегат "Олег", затонувший полтора века назад

Дерево, бронза, фарфор и 5 атмосфер давления. Около острова Гогланд в Финском заливе археологи Центра подводных исследований Русского географического общества изучают уникальный объект - фрегат "Олег", затонувший полтора века назад. Репортаж Сергея Загацкого.

Огромный плавучий кран медленно выходит из бухты острова Гогланд, берет курс в открытое море. На борту "Апельсинка" - вот этот подводный обитаемый аппарат. До точки назначения больше часа пути, и техники проверяют механизмы, настраивают сложную электронику. Однако самая ответственная работа с мягкой тряпочкой в руках.

Впереди погружение на 50-метровую глубину, туда, где на грунте лежит уникальный объект - парусно-винтовой фрегат русского императорского флота "Олег". Он затонул 3 августа 1869 года в результате неудачных маневров - его протаранила плавучая батарея. Большой, хорошо вооруженный корабль ушел на дно за 15 минут, унеся с собой 16 жизней и все, что было на борту и в каютах.

Затонувший фрегат археологи изучают уже больше десяти лет. Знают, как и куда упали мачты, где искать носовую фигуру и винты корабля. Но каждое погружение - это риск. На такой глубине на водолаза давят пять атмосфер, у него есть не больше 20 минут на работу. Именно поэтому каждое утро в лагере исследователей начинается с внимательного изучения погодных сводок. Сегодня тот самый день, когда море смилостивилось над исследователями, волнение и видимость под водой 5-7 метров позволяют использовать уникальный обитаемый подводный аппарат. Всего несколько минут, и на 50-метровой глубине вот эти 8 сантиметров акрила будут отделять нас от фрегата, затонувшего 150 лет назад.

10 минут аппарат будет двигаться почти как в космосе - вокруг только илистая темень балтийской воды. Но потом из нее проступят белые буквы на темном деревянном борту. Мы на месте. "Олег" стоит почти на ровном киле. Мачты упали, но на палубе по-прежнему можно увидеть необычный сдвоенный штурвал, механизмы и устройства корабля.

У подводного аппарата есть двухметровый подвижный манипулятор. Но на палубе "Олега" его используют редко и осторожно, чтобы не повредить артефакты. Истончившееся железо очень капризно: исследователи рассказывают, что видели на палубе "Олега" старинные ружья, точнее, их деревянные ложа. Все металлические части растворились без следа.

Пока группа археологов работает под водой, на борту огромного плавкрана специалисты изучают уникальный артефакт. Чуть ранее с кормы "Олега" подняли бронзовую десантную пушку: такие орудия в середине 19 века пехотинцы должны были брать с собой во время высадки на берег. Впрочем, конкретно эта пушка, скорее всего, вообще не сделала ни одного выстрела.

Тем временем внизу, на балтийском дне, водолазы впервые за 150 лет заходят в офицерский салон фрегата, затем в корабельную церковь. Там, в ящиках, нетронутые временем и водой свечи. Их хотят поднять и в следующем году зажечь в годовщину гибели "Олега". Но это отдельная операция. А пока исследователи поднимают на поверхность две фарфоровые тарелки, которыми когда-то сервировали корабельный офицерский стол. Сквозь полуторавековой ил видны клейма фарфорового завода братьев Корниловых.

Плавучий кран возвращается к месту стоянки на Гогланд. А исследователи уже подводят первые итоги: состояние фрегата "Олег" - вполне удовлетворительное. Такое, что корабль теоретически выдержит операцию по подъему его с грунта целиком. А дальше "Олег" мог бы стать центральным экспонатом будущего Кронштадтского военно-морского музея. Но это пока, хоть и смелые, но все-таки мечты.

Новости культуры