06.09.2018 | 09:29

"В будущее возьмут не всех". В Москве открылась выставка работ Ильи и Эмилии Кабаковых

«В будущее возьмут не всех» - так называется первая масштабная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых в Москве. Войти в сотворенный художниками мир можно в залах Новой Третьяковки.

Грандиозная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых - международный проект. Выставки прошли в лондонской галерее Тейт Модерн и Эрмитаже. И вот Москва. «Сама экспозиция уникальна. Здесь собраны предметы из 18 коллекций различных музеев, частных коллекций из семи стран мира. Собрать это - огромный труд. Порой кажется невероятным, что некоторые из представленных произведений могли здесь оказаться. Но они сегодня здесь, с нами», - комментирует заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.

В биографии Ильи и Эмилии Кабаковых больше пятисот выставок на самых престижных мировых площадках. Третьяковская галерея представляет экспозицию этих художников впервые. «Илья Кабаков - самый великий из всех живущих русских художников. Да простят меня все его современники. Поэтому эта выставка - знаковое событие для Третьяковской галереи и для меня», - говорит генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В своем творчестве Кабаковы много обращаются к реалиям советской действительности. Исследуют ментальность человека, жившего в этом пространстве. При этом их произведения понятны в разных странах. Значимость послания Кабаковых западные исследователи сопоставляют с тем, что сделано русской классической литературой.

«Они исследуют клаустрофобию, изоляцию, преследование, страх, лишения - это универсальный опыт страдания. Потому это и трогает людей», - считает директор галереи Тейт Модерн Фрэнсис Моррис.

Жанр, который открыли и развивали Илья и Эмилия Кабакова – «тотальная инсталляция». Тут работают все элементы пространства, задействованы все органы чувств. Возможность для зрителя оказаться внутри картины.

В этой инсталляции картины возникают в воображении зрителя. Работа называется «Пустой музей». Воссоздана обстановка и атмосфера классической галереи. Но стены голые. Световые пятна - будто окна в другое измерение. Органная музыка Баха, которая ассоциируется с храмом, делает пространство сакральным. И записка от администрации музея, от которой сначала улыбнешься, а потом ощущаешь необъяснимую грусть. Инсталляция «Человек, который никогда ничего не выбрасывал». Первая версия была создана 30 лет назад. И все это время художникам продолжают задавать вопрос: «Разве это искусство? Вы же выставляете мусор».

«Мы может относиться к этому как к уличному мусору. У нас был эпизод, когда ему нужен был мусор, он пошёл на улицу, набрал, еще и блох с этим принес, пришлось выводить. Но, в принципе, это тот мусор памяти, который мы имеем. Является ли он мусором? Это наши воспоминания, это наша жизнь. Это художественная вещь. Это создано визуально как художественное произведение», - объяснила художник Эмилия Кабакова.

Выставка совпадает с еще одним важным событием. Кабаковы передают Третьяковской галерее знаменитую мастерскую на Сретенском бульваре, где были созданы многие из этих произведений. В этом пространстве планируют создать Музей московского концептуализма.

Новости культуры