05.09.2018 | 19:38

Эрику Булатову – 85!

Когда-то художник, один из основателей соц-арта, вывозил свои работы из Советского Союза со штампом «Художественной ценности не имеет», а позже в Европе за его картины готовы были платить миллионы долларов. «Сознание собственного пути возникает постепенно. Его не придумаешь», - говорит Эрик Булатов и продолжает идти в своем направлении.

2017 год. Третьяковка получает картину Эрика Булатова - событие, которого здесь ждали много лет. «Картина и зрители» оказалась на родине в постоянной экспозиции. Виталий Пацюков - искусствовед и давний друг Эрика Булатова - берет интервью у художника. В Москве он гость редкий. На этих эксклюзивных кадрах художник признается, что решиться на переосмысление «Явления Христа народу» было непросто. «Это какая-то жуткая работа, я боялся очень ее. И старался как-то от нее увернуться», - говорит он.

В 2011-м Эрик Булатов страх преодолел и решил, что его главная миссия - дать зрителям возможность войти в картину. Копируя персонажей Иванова, он создает дополнительный слой посетителей. «Когда между мной и картиной какие-то люди, вдруг я отчетливо вижу, что картина прямо «глотает» их, они попадают внутрь этой картины», - делится художник Эрик Булатов.

Три точки на карте - Москва, Париж, Флоренция. В каждой свои источники вдохновения. Эрик Булатов в советской России и он же в эмиграции - автор разных и даже противоположных посланий. «Слава КПСС» - одна из самых известных работ - это не просто лозунг, это преграда, которую всё же можно преодолеть. Одна из последних работ «Наше время пришло» дает надежду, что свет и так рядом.

«Темный спуск и светлый выход, соединение низа земли, подземной части земли, андеграунд и одновременно восхождение к небу, к свету. Вот это «Наше время пришло», когда мы имеем право, имеем возможность пройти к свету», - считает искусствовед Виталий Пацюков.

Эрик Булатов получил признание в 55 лет. Несколько персональных выставок за границей (в Цюрихе, Париже, Венеции) сделали его одним из самых известных и дорогих художников. Борис Орлов, который в 70-е был в ряду российских концептуалистов, вел бесконечные разговоры об искусстве и философии с Эриком Булатовым. Его работы считает голосом российского современного искусства в мире. «Мы можем спокойно в мировой контекст с большой гордостью входить! У вас этого не было, товарищи, а мы вот как это сделали. Этим мы можем гордиться. Эрик - это наша гордость», - говорит он.

До конца 80-х их работы пылились в мастерских - такое искусство не признавали. Булатов нашел выход: иллюстрировал книги. Эти обложки знакомы нескольким поколениям в России. По мнению искусствоведа и автора книги о художнике Сергея Попова, Булатов соединил традиции русского реализма и современное искусство. Его называют представителем соц-арта, но сам художник считает, что в его работах нет «соц-артовской иронии». Едва ли не главным открытием Булатова Попов считает выписанные на полотнах буквы. Текст, который рушит барьеры, в том числе и языковые. «Зритель, не зная кириллического написания, тем не менее, видит буквы в пространстве. Он видит, что это как бы поэтический текст, он для него становится пространственным еще прежде, чем он его успевает понять», - комментирует искусствовед Сергей Попов.

К юбилею художника в России планируют открыть несколько выставок: книжной иллюстрации в Электротеатре, графики в «Ельцин-центре» Екатеринбурга и скульптуры в Московском Манеже. Премьера одной из таких скульптур состоялась в Лондоне. Впервые в истории галереи Тейт скульптуру выставили перед ее фасадом.

Новости культуры