07.09.2018 | 17:24

«Тициан и другие…»

10-13 сентября в 23:10 в эфире телеканала «Россия К» авторский проект Виктории Марковой «Тициан и другие...».

Что такое атрибуция – знает каждый искусствовед. Без определения авторства художественного произведения не может существовать ни одна коллекция ни в одном музее. Вокруг определения подлинности в последние десятилетия кипят нешуточные страсти – это настоящее поле битвы кошельков, интересов, амбиций. А ведь атрибуция – это понимание ценности произведения, того, чем может гордиться музей. Только когда картина, потерявшая однажды своё имя и имя автора, определена, она начинает говорить своим голосом. Но для этого должна состояться счастливая встреча шедевра с искусствоведом-экспертом, который его опознает и это имя вернёт! Любая атрибуция – это всегда знание и мистика, опыт и интуиция, и чего должно быть больше – не скажет ни один исследователь. Героиня цикла «Тициан и другие…» Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина – один из самых авторитетных экспертов в области итальянского искусства XIV-XVIIIвеков не только в нашей стране, но и в мире. Всю жизнь Виктория Эммануиловна занимается атрибуцией картин итальянских мастеров. При её непосредственном участии ГМИИ им. А.С. Пушкина приобрёл около 150 произведений. Но то, что произошло совсем недавно, и о чём она расскажет в программе, даже она называет настоящим чудом, о котором искусствовед может только мечтать!

Главным сюжетом первой части цикла (10 сентября, 23:10) стала история атрибуции картины Себастьяно Маццони «Три грации». Однажды к центральному входу ГМИИ пришла женщина, принесла огромную картину, свёрнутую в трубу. Эксперты музея не хотели её даже рассматривать, в таком плачевном состоянии она была. Но Виктория Маркова сразу сказала, что эта картина принадлежит Маццони. Много лет ей пришлось убеждать музей купить эту картину у частного лица. Наконец, И.А. Антонова сдалась под её натиском. А потом, когда картину отреставрировали, и Виктория Маркова убедила профессионалов, что это действительно Себастьяно Маццони, бывшие владельцы картины затаскали Маркову по судам, обвиняли в том, что музей их обманул. В программе также пойдёт речь о знаменитой выставке 1984 года в ГМИИ, посвящённой итальянской живописи, на которой было представлено около 100 работ из музеев СССР, атрибутированных В.Э. Марковой.

Основным сюжетом второй телепрограммы (11 сентября, 23:10) является история атрибуции картины «Встреча Льва Великого с Аттилой» итальянского художника Кавалера д’Арпино (Джузеппе Чезари), а также работ Бернардо Строцци, Симоне деи Крочифисси, Чезаре Тамароччо и Винченцо Катены.

Центральное событие третьей программы (12 сентября, 23:10) – история атрибуции картины Гвидо Рени «Святая Вероника». До поступления картины в ГМИИ она считалась неизвестной. Марковой удалось подтвердить авторство тем, что она нашла в жизнеописаниях Чезаре Мальвазия точное указание на эту картину. Но это произошло не сразу, и с этой картиной тоже связан интересный сюжет её появления в ГМИИ… Кроме того, Маркова рассказывает об атрибуции других шедевров итальянской живописи – картин Массимо Станционе, Симона Вуэ, Франческо Тревизани и Томмазо Салини.

Четвёртая, заключительная часть цикла (13 сентября, 23:10) посвящена только одному художнику – Тициану. Именно Виктории Марковой удалось атрибутировать картину Тициана «Венера и Адонис» из частной коллекции и доказать искусствоведческому сообществу, что картина, которая хранится в музее Прадо с аналогичным названием, выполнена мастерской Тициана и является копией работы великого художника. Интересны и сами обстоятельства, при которых происходила атрибуция картины, и то, как проходила её реставрация, а самое главное – как мировое сообщество искусствоведов признало открытие российского учёного. В программах участвуют эксперты в области атрибуции и искусствоведы галерей Италии, реставраторы, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Пресс-служба телеканала «Россия К»