03.09.2018 | 20:01

В ГМИИ имени А.С. Пушкина представят "Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо"

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается один из самых ожидаемых проектов сезона - выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Большая часть экспонатов имеет особый государственный статус в Японии и покинула страну впервые.

Выставка японского искусства в Музее имени Пушкина - кульминационное событие перекрестного Года России и Японии. О том, какое значение ей придают организаторы, видно уже из того, какие экспонаты привезли в Москву. Из 135 произведений - 10 являются в Японии особо ценными объектами культуры, а две работы, включая вот эту картину японского художника XIX века Ватанабэ Кадзана, имеют особый государственный статус «национального сокровища».

Эта работа интересна еще и тем, что портрет знатного самурая написан с использованием приемов западно-европейского искусства.

«Это самая масштабная выставка японской живописи в России. Это древние экспонаты являются лучшими образцами искусства эпохи Эдо. И все они являются ценнейшим сокровищем, которое почти никогда не бывает за пределами Японии», - отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки.

В числе уникальных произведений - знаменитая «Большая волна в Канагаве» художника Кацусики Хокусая. Японский «Девятый вал». Директор музея Марина Лошак, которая не так давно открывала в Токио выставку произведений из собрания музея, отметила, что этот российско-японский проект - событие неординарное. 

«Эти шаги навстречу друг другу были совершены в экстремальных условиях. Я это говорю, потому что я знаю, что моим коллегам будет неловко это сказать. Но вы оцените наши усилия, потому что эта выставка сделана за год. Что невозможно вообще ни по каким параметрам осуществления подобных проектов. Такие выставки готовятся 5 лет, 4 года», - отметила директор ГИМИ им. Пушкина Марина Лошак. 

Выставка посвящена искусству эпохи Эдо. Это период с начала XVII века по вторую половину XIX. Почти 250 лет, когда в Японии не было междоусобных войн, активно развивались ремесла и искусство. Причем, весьма самобытные, так как в это время страна почти ни с кем контактировала, отгородившись от остального мира чем-то вроде железного занавеса. 

«Обратите внимание, вот ширма. Первоначально - это функциональная вещь, которая нужна для того, чтобы не было в доме сквозняков. Но японские художники рассматривали поверхность ширмы как большой холст. Вообще, живописи как таковой, в европейском смысле, в то время не было. Рисовали картинки, чтобы развлечься», - заметил глава Агентства по делам культуры Японии Рёхэи Мията. 

Японское искусство очень хрупкое, из бумаги и шелка. Демонстрировать такие произведения можно только в полумраке и не больше 4 недель. Поэтому выставка будет проходить в 2 этапа: первую часть работ посетители увидят до конца месяца, после чего произойдет ротация, и 3 октября откроется обновленная экспозиция.

Новости культуры