10.08.2018 | 20:56

Фотовыставка в Музее Востока рассказывает о мире гейш

Проект «Лето Японии в Музее Востока» завершается выставкой работ Хироси Мидзобути и его учеников. Знаменитый японский фотограф уже более сорока лет занимается изучением истории и традиций института гейш. Особый раздел экспозиции включает работы Мидзобути, посвященные литературным достопримечательностям Киото. Репортаж Ольги Ениной. 

Хироси Мидзобути приоткрывает своему зрителю дверь в потаенный мир ‒ мир гейш, куда сам фотограф был допущен более сорока лет назад. Все это время он наблюдал за их жизнью в разных районах города Киото.

«Это очень закрытым мир. В Японии говорят, что всегда нужно приглашение из старого членства, и для простых людей встретиться с гейшами трудновато», ‒ рассказал заведующий Информационным отделом Посольства Японии в РФ Тосио Ямамото. 

Традиции и обычаи этого мира загадка для большинства японцев, а фотографии Мидзобути ‒ своего рода путеводитель. Искусством развлечения сначала владели только мужчины. Ситуация изменилась в XVIII-XVIII веках ‒ развлекать, петь, танцевать, поддерживать светскую беседу стали женщины. Эти снимки непостановочные, фотограф улавливает детали процесса ‒ превращения ученицы в настоящую гейшу. Хронология событий ‒ в фотографиях, которые предоставлены петербургским Пушкинским домом. В Москве решили дополнить картину и добавили к выставке экспонаты Музея Востока.

В частности, из фондов музея представили кимоно XIX-XX века. Такие носили незамужние женщины, у гейш были похожие. Глядя на эти кимоно, кажется, что женщины их носившие, должны были быть очень высокими. На самом деле, когда завязывался традиционный пояс ‒ оби, кимоно поднималось, как минимуим на 20 см. В нашей стране гейш впервые увидели в 1907-м в театре «Эрмитаж», однако неподготовленная московская публика осталась в недоумении и раскритиковала их пение.

Еще один раздел выставки посвящен японской литературе глазами Мидзобути и его учеников, в частности, «Повести о Гэндзи», написанной в XI веке.

«Можно увидеть фотографии. Каждая из глав имеет свое поэтическое название, работы даны по главам, и не всегда относится к тому, что здесь изображено», ‒ добавила куратор выставки Анна Пушакова. 

Выставка помогает связать поэтические цитаты с современными образами на фотографиях, погружая зрителя не только в культуру Страны восходящего солнца, а также в ее, кажется, такую загадочную повседневность. Как говорит сам Хироси Мидзобути: «Нужно уметь видеть красоту во всем».

Новости культуры